Шоу Картаева и Махарадзе

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Что вас раздражает в общественном транспорте?

скоро в эфире

27.11.2019 09:00
О проекте «Таврида» смотреть слушать скачать
Его полученная профессия сильно отличается от сегодняшней деятельности. О своем пути к арт-кластеру «Таврида», чем он занимается и главных задачах, рассказал гедиректор Центра развития культурных инициатив, руководитель проекта Арт-кластер "Таврида" Сергей Першин.

С.СТИЛЛАВИН: Удивительно, друзья мои, вновь в нашей студии наш дорогой Алексей Каспржак. Леш, доброе утро.

А.КАСПРЖАК: Привет.

С.СТИЛЛАВИН: Ректор Мастерской управления «Сенеж» и зам. генерального директор АНО «Россия – страна возможностей». Два месяца прошу написать, что такое АНО, не пишут.

ВЛАДИК: Это секретная информация.

Т.КЕРБИ: Это оно.

С.СТИЛЛАВИН: Нет, оно, Тим, пишется по-другому. И к нам в гости с Алексеем приходят люди, которые своим примером, своей жизнью, своей биографией отвечают на этот важный вопрос, является ли Россия страной возможностей. Потому что мы каждый раз проводим опрос, исследование мнений нашей аудитории, смотрим на динамику. Всех, кто проголосовал, ставим на учет в ФСБ. И они честно, люди говорят, мол, да, для меня страна возможностей, и тогда отправляют М1 на номер 5533 со словом «Маяк». А те, которые говорят «нет», их в базу включают, и они отправляют М2 на номер 5533 со словом «Маяк».

Я сегодня рад приветствовать в нашей студии Сергея Васильевича Першина. Сергей Васильевич, доброе утро.

С.ПЕРШИН: Доброе утро.

С.СТИЛЛАВИН: Мне странно говорить вам Сергей Васильевич, потому что вы молодой, элегантный.

А.КАСПРЖАК: В отличие от нас.

С.СТИЛЛАВИН: Стройный человек. Можно Сергей просто?

С.ПЕРШИН: Можно, Сергей.

С.СТИЛЛАВИН: Хорошо. Генеральный директор Центра развития культурных инициатив и руководитель проекта арт-кластер «Таврида», тут сразу Крым, да, в голове?

А.КАСПРЖАК: Да. Вообще, понимаешь, стало холодно, поэтому мы решили про тепло.

С.СТИЛЛАВИН: Я, почему уточнил, потому что, когда я говорю «Валдай», сейчас уже это не обязательно Валдай географический. И причем Сергей Васильевич, это я в третьем лице буду в таком именно по отчеству, пришел не один, а с красавицей девушкой пришел.

А.КАСПРЖАК: Он всегда так делает.

С.СТИЛЛАВИН: А девушка красавица пришла с гитарой. И назвалась девушка таким именем – Анет Сай. Анет, доброе утро.

А.САЙ: Доброе утро.

ВЛАДИК: Ан нет.

С.СТИЛЛАВИН: Это мы потом, попозже соответственно, на сладкое, девушка на сладкое. Не девушка, а певица и так далее. Но, Леш, все-таки наш главный разговор не о музыке, хотя при помощи музыки, конечно, мы можем попытаться приподнять наши цифры.

А.КАСПРЖАК: Рейтинг.

С.СТИЛЛАВИН: Рейтинг, да, приподнять.

А.КАСПРЖАК: Конечно. Разговор наш о том, что Таврида это как раз то место, которое является местом возможностей. И мы хотим задать сегодня вопрос, является ли Россия страной возможностей для молодых?

С.СТИЛЛАВИН: Для молодых?

А.КАСПРЖАК: Для молодых. А, нет, для молодежи. Меня сегодня исправляли.

С.СТИЛЛАВИН: Молодежь это до скольких?

А.КАСПРЖАК: Понимаешь, молодежь это до 35?

С.ПЕРШИН: Ну, по закону до 30. Есть различные нормативные акты, которые разные категории людей, например, молодые семьи, относят к возрасту 35.

С.СТИЛЛАВИН: Нет, погодите, а что касается молодых семей, это когда один из двух молодой или оба? Может быть, например, супруга 25, а ему, например, только 60, только на пенсию переходит.

А.КАСПРЖАК: Может. Это тоже будет молодая семья?

С.ПЕРШИН: Я думаю, что главное оставаться в душе молодым и красивым, как Сергей Стиллавин.

А.КАСПРЖАК: Поэтому я и говорю, когда мне сегодня…

С.СТИЛЛАВИН: Такой кривой комплимент, оставаться.

А.КАСПРЖАК: Если вас лизнули…

С.СТИЛЛАВИН: А вы, я смотрю, начинаете быть острее.

А.КАСПРЖАК: Это Жванецкий. Это смазка, да, я понял.

С.СТИЛЛАВИН: Прошу вас вести программу, Алексей.

А.КАСПРЖАК: Так вот, Сереж, просто…

С.СТИЛЛАВИН: Какой из?

А.КАСПРЖАК: В данном случае, Сережа, который Першин. Просто место, которое называется «Тавридой», на мой взгляд, это есть такая некая кульминация возможностей для людей, которые себя проявляют в искусстве. А так как будущее за искусством…

С.СТИЛЛАВИН: Я же так понимаю, там очень много площадок.

А.КАСПРЖАК: Ну, вы спросите об этом Сергея, он вам точно расскажет. Он их строил.

С.СТИЛЛАВИН: Сергей Васильевич, сколько площадок?

С.ПЕРШИН: Много.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, есть точное представление?

С.ПЕРШИН: Да, есть.

С.СТИЛЛАВИН: Там десятки же, по-моему.

С.ПЕРШИН: Есть сто процентов точное представление. Речь идет о прекрасном месте в Крыму, под городом Судак, это 200 гектар замечательной, вдохновляющей местности, где, начиная с этого года, мы вместе с ребятами со всей страны строим арт-кластер, как место притяжения таких ребят с образовательной платформой.

С.СТИЛЛАВИН: А давайте, вот все-таки нас слушают люди, не знакомые с терминологией. Когда люди говорят «арт-кластер», то, в принципе, уже как-то вот ассоциации четкой не возникает. Тим знает.

Т.КЕРБИ: Даже на английском непонятно иногда.

С.СТИЛЛАВИН: Арт-кластер это вот, я знаю, в Сочи есть горный кластер и береговой кластер, правильно, когда Олимпиада была, это значит зоны. А что такое арт-кластер?

А.КАСПРЖАК: То есть, вам зона ближе, да?

С.СТИЛЛАВИН: Ну, в общем-то, традиции надо уважать.

С.ПЕРШИН: Ну, во-первых, это несколько форматов, которые сами по себе являются большими возможностями.

С.СТИЛЛАВИН: То есть это лагерь, правильно, большой?

С.ПЕРШИН: Не совсем.

ВЛАДИК: В хорошем смысле лагерь.

С.ПЕРШИН: И лагерь в хорошем смысле слова тоже, это фестиваль, который в этом году мы провели впервые, и это такой фестиваль фестивалей. 92 тысячи зрителей было в этом году, 4 тысячи творцов жили в различных арт-кварталах, представляющих разные индустрии, направления, культуру и искусством. И это образовательный центр серьезный, большой, настоящий для молодых профессионалов из креативных индустрий, которые появятся к 2021 году. В настоящий момент он уже спроектирован.

С.СТИЛЛАВИН: То есть это будет круглогодичная история?

С.ПЕРШИН: В ближайшее время, в ближайшей перспективе к 2021 году это станет круглогодичной историей.

С.СТИЛЛАВИН: То есть это будет, как кампусы какие-то студенческие?

С.ПЕРШИН: Да, да, все верно, да. Сейчас мы работаем с мая по октябрь, это 15 творческих кэмпов ежегодно на различные темы, связанные с культурой и искусством от кино до музыки.

С.СТИЛЛАВИН: А средний возраст участников сегодня, сколько?

С.ПЕРШИН: Средний возраст 24 года.

С.СТИЛЛАВИН: То есть это люди, окончившие какой-то вуз уже?

С.ПЕРШИН: Это люди, либо студенты последних курсов профессиональных учебных заведений, либо те, кто уже выбрал, собственно говоря, профессиональную стезю, получил начальное образование, как-то реализовался, имеет бэкграунд какой-то творческий.

С.СТИЛЛАВИН: Алексей, можно я задам Сергею Васильевичу вопрос? Вот, зачем это все?

А.КАСПРЖАК: Повелеваю.

С.ПЕРШИН: Зачем?

С.СТИЛЛАВИН: Красиво сейчас было.

С.ПЕРШИН: Знаете, вот смотрите, это просто абсолютно про будущее, объясню, почему. Ну, во-первых, если посмотреть на исследования, вы, наверное, слышали про межпоколенческую теорию, поколенческую теорию? Есть разные разделения.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, это вкратце формулировка такая – молодежь стала дрянь.

С.ПЕРШИН: Нет.

Т.КЕРБИ: Это всегда так было, кстати.

С.ПЕРШИН: Молодежь, кстати, стремится к развитию и для них мотивация саморазвития является очень важной мотивацией. И эта мотивация важнее, порой, чем материальное поощрение. Так вот, если посмотреть на исследование, мы с вами увидим, что на втором месте, если мы говорим о хоумлендерах, это поколение, которое вот-вот подходит.

С.СТИЛЛАВИН: Хоумлендеры?

С.ПЕРШИН: Да, да, это именно они.

Т.КЕРБИ: Это что-то немецкое, по-моему.

С.ПЕРШИН: Да, да. Это ребята, которые вот-вот вступят в активную фазу жизненную. Вот эти люди выбирают второй строчкой с точки зрения личной персональной самореализации тему культуры и искусства. На первом месте наука.

С.СТИЛЛАВИН: Не хотят на завод.

С.ПЕРШИН: Нет, это не связано даже с заводом. Я хочу сказать, что связано с заводом, возможно, напрямую, почему, потому что сегодня представить себе работу над любым проектом без таких людей, которые, безусловно, являются визионерами, они формулируют будущее, невозможно. И в крупных корпорациях мы сегодня видим удивительные процессы. В проектных командах обязательны люди визионеры, люди, представляющие культуру, искусство, креативные индустрии, именно они формулируют будущее, к которому уже потом стремятся инженеры, IT специалисты.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, надо уточнить, визионер это не ревизионист.

А.КАСПРЖАК: Сереж, Сергей говорит об образе. Дело в том, что, если мы собираемся кому-то что-то предложить, то мы для начала должны сформулировать, как это выглядит, как это можно воспринять. И в этом смысле Сергей об этом. На самом деле, слушайте, мы тут такой мужской разговор затеяли, у нас есть еще и…

С.СТИЛЛАВИН: Да, да, это я помню, я помню.

А.КАСПРЖАК: Сейчас, подожди секунду, но у Анет, у нее есть песня, она очень точно отвечает на тот вопрос, который сейчас поднимает Сережа.

С.СТИЛЛАВИН: Анет участвовала в «Тавриде»?

С.ПЕРШИН: Да, да.

А.КАСПРЖАК: Видимо, да, ну, она резидент «Тавриды», я правильно понимаю?

С.СТИЛЛАВИН: Резидент?

С.ПЕРШИН: Она участвовала в «Тавриде», а в этом году она вышла на сцену как раз, 40 тысяч зрителей рукоплескали ей.

А.КАСПРЖАК: Подожди, дай подвести.

С.СТИЛЛАВИН: Нет, спросить хочется.

А.КАСПРЖАК: У нее есть песня, которая называется, она ее сейчас не будет петь, по-моему, называется «Не моя правда». Вот история отношений взрослых, ну, условно взрослых, системы, государства и молодежи, они устроены ровно по этому принципу. Я ее просто, меня тут Сергей просвещал, я все прослушал. Ты знаешь, у меня был преподаватель физики в школе, который говорил – надо изучать материальную часть. Поэтому я решил послушать. Я это все послушал, посмотрел, я понимаю, о чем речь. Дело в том, что люди, скажем так, молодых поколений, а их сейчас уже несколько, это не только хоумлендеры, это еще зэтики, они тоже немножко другие.

С.СТИЛЛАВИН: А кто за кем по очереди?

А.КАСПРЖАК: Сначала зэтики, потом хоумлендеры. Ну, это так, это очень условное разделение, неважно. Они просто немножко по-другому воспринимают мир. Мы им пытаемся все навязать свои какие-то стереотипные представления, а они говорят…

С.СТИЛЛАВИН: Стереотип у нас такой – взял кредит, работай.

А.КАСПРЖАК: А вот они немножко…

С.СТИЛЛАВИН: Я читал исследование. На самом деле, если серьезно, я читал исследование молодого поколения, к которому относится, безусловно, Анет, там на первом месте путешествия из приоритетов. Не машина, не квартира, не семья, ну, условно, не материальные какие-то траты. Вот, если есть бабки, то тратить на путешествия, видеть мир, условно говоря, впечатления.

А.КАСПРЖАК: Вы понимаете, когда человек просто формулирует, что он хочет быть счастливым, это очень непростое утверждение.

С.СТИЛЛАВИН: А вот я можно по молодежному Анет задам вопрос. Анет, можно в черный микрофон. Анет, скажи, пожалуйста, а вот «Таврида» для тебя это про что?

А.САЙ: Это возможности, в первую очередь. Потому что, ну, это знакомство с нужными людьми.

С.СТИЛЛАВИН: С нужными?

А.САЙ: Конечно.

А.КАСПРЖАК: Фу, ужасное слово, кошмар.

С.СТИЛЛАВИН: О, какое отвратительное слово, от такой молодой и красивой девушки, нужные люди.

ВЛАДИК: А, может быть, специальными людьми?

А.САЙ: Нет, нет, почему.

С.ПЕРШИН: Нет, нужными для дела, почему нет.

ВЛАДИК: Ну, в хорошем смысле.

С.СТИЛЛАВИН: Для дела.

А.САЙ: Для дела, конечно.

С.СТИЛЛАВИН: А что за дело?

А.САЙ: Ну, то есть я, например, там познакомилась с очень крутыми музыкантами, которые мне очень много дали азов по гитаре. Оказывается, я неправильно руки ставила в свое время, я же сама училась. И меня там ребята научили. То есть там реально…

ВЛАДИК: Как правильно брать баррэ.

А.КАСПРЖАК: Сергей думает, в основном, как правильно ставить ноги.

С.СТИЛЛАВИН: Каспржак-то у нас сегодня на волне. Это юмористическое, не обращайте внимание, это нервное.

ВЛАДИК: Научили пользоваться инструментом правильно, да?

А.САЙ: В общем, вы меня поняли.

С.СТИЛЛАВИН: То есть, вот смотри. Тут речь прозвучала о следующем, что это будущее, это конструирование будущего. Тебе, извини, это вопрос не скромный, но в нашем контексте важный, сколько тебе лет?

А.САЙ: 22.

С.СТИЛЛАВИН: Каким ты видишь это будущее вот на перспективу 15-30 лет свое? То есть, что ты хочешь изменить в этом мире, в целом, глобально? Честно?

А.САЙ: Вот, если вы слушали мои песни.

С.СТИЛЛАВИН: Вот он слушал.

А.САЙ: То, в принципе, там уже очень много ответов.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, вкратце, синопсис, так сказать.

А.САЙ: Я через песни, в принципе, доношу все, что я думаю вообще об этой жизни, обо всем, свои какие-то установки, утверждения. Опять же, о счастье прозвучал такой момент. Песня точно так же отражает именно вот эту точку зрения на счастье.

С.СТИЛЛАВИН: Хорошо, для тебя, как для, все-таки давайте, все-таки девушка…

А.КАСПРЖАК: Тебе человек, который пытается петь, ты его заставляешь говорить. Ну, попроси спеть, тебе сейчас быстро споют.

С.СТИЛЛАВИН: Так она является автором своих текстов?

А.САЙ: Конечно, в этом-то и дело.

С.ПЕРШИН: Это ее песни авторские.

С.СТИЛЛАВИН: А то возьмут балалайку, начинают там этого Шуфутинского.

ВЛАДИК: А к нам придет заявление, чужое спели.

С.СТИЛЛАВИН: Вот именно, не заплатили за авторские права.

А.КАСПРЖАК: А, вы просто о своей беспокоитесь…

С.СТИЛЛАВИН: Конечно, о своей.

ВЛАДИК: О правосудии.

А.КАСПРЖАК: Дайте Анете спеть.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, давай, спой нам.

А.САЙ: Песня называется «Не опусти». Сейчас мы все вместе послушаем, как там звук. Все не подстроено, не настроено, все вот прямо вживую сейчас.

С.СТИЛЛАВИН: Понимаю. Премьера песни.

С.ПЕРШИН: Кстати, мне бы хотелось дополнить Анет тем, что, помимо того, что она, безусловно, потенциально творчески масштабный человек, она еще очень скромная. И я думаю, что, если бы у нее была возможность прямо сейчас написать песню про свое будущее, она точно была бы про то, что Анет хочет заниматься любимым делом, именно в этом как бы видит свое счастье. И, помимо того, что она поучаствовала в «Тавриде», ее жизнь за эти два года на моих глазах изменилась кардинально, потому что она этого очень хотела. Она, например, подписала с одним известным лейблом, не буду называть этот лейбл, но он достаточно известный.

А.КАСПРЖАК: Почему?

С.ПЕРШИН: Можно, да? Это Black Star. Она, например, выступила в этом году на фесте с какими-то крутейшими хедлайнерами во взрослом абсолютно лайн-апе, 40 тысяч человек там рукоплескали ей.

С.СТИЛЛАВИН: Сергей Васильевич, лайн-ап вызывает у меня изжогу, но ничего, я держусь. У вас много этих слов, мы будем с ними работать. Но, Сережа, но вопрос такой у меня. У меня ощущение следующее, я не могу с ним не поделиться, что творческие люди это, вот в большинстве своем, всегда индивидуалисты. То есть человек же творит, он не может творить, ну, да, один музыку, один слова, и рождается что-то, но, в целом, творчество это очень глубокая внутренняя история такая, она в сердце, в голове. Как вот получается, все вместе, но каждый сам за себя?

С.ПЕРШИН: Вы знаете, мне кажется, что очень важно, когда каждый из нас за себя в сотворении пространства вокруг себя.

Т.КЕРБИ: Владик, как ты смог?

ВЛАДИК: Я упал. Ничего страшного.

С.ПЕРШИН: Потому что, меняя себя к лучшему, заставляя себя развиваться, заставляя себя двигаться вперед, ты, безусловно, меняешь среду вокруг себя. А вокруг творческих людей очень большое количество…

С.СТИЛЛАВИН: Конкурентов.

С.ПЕРШИН: Не знаю, ушей, глаз, не конкурентов. И для них творческий человек, безусловный лидер, я пытаюсь сейчас избегать таких слов, например, как инфлюенсер.

С.СТИЛЛАВИН: Очень хорошо.

С.ПЕРШИН: Вы меня серьезно напугали.

С.СТИЛЛАВИН: Это только начало, Сережа.

С.ПЕРШИН: Для них творческий человек, он, конечно же, лидер мнения. И этот лидер мнения, он кого-то вдохновляет, кого-то заряжает. Поэтому, меняясь лично, развиваясь, меняя среду вокруг себя, эти люди меняют, не знаю, чью-то жизнь.

С.СТИЛЛАВИН: Они преодолевают при этом себя? Или у них это естественная потребность менять?

С.ПЕРШИН: Ань, скажи, пожалуйста, ты себя преодолевала? Преодолеваешь?

А.САЙ: Да нет, ну, я просто, как живу, так живу, пишу песни и выкладываю это в интернет, и кто-то меняется, ну, благодаря этому.

С.СТИЛЛАВИН: А сама ты меняешься? Сергей Васильевич говорит, что вот развитие идет какое-то?

А.САЙ: Конечно, безусловно.

С.СТИЛЛАВИН: Как ты развиваешься? Кроме контракта с Black Star?

А.САЙ: Ну, вот, смотрите, та же гитара на «Тавриде», грубо говоря, все равно уже пошло развитие. Уже играю, пишу песни сама. Сама себе на аранжировке записываю гитару. Ну, вот, ну, то есть постоянно, каждый день.

С.СТИЛЛАВИН: Понимаю, да. У нас тоже Владик вон барабанщик, вон барабаны пылятся в студии.

ВЛАДИК: Сам себе записываю аранжировки.

С.СТИЛЛАВИН: Но надо с Сергеем Васильевичем поговорить, как он к этому сам пришел.

А.КАСПРЖАК: Понимаешь, тут история следующая. Вот Сергей Васильевич первое образование имеет авто…

С.СТИЛЛАВИН: Автослесарь?

С.ПЕРШИН: Откуда вы это знаете?

С.СТИЛЛАВИН: У них досье на всех.

А.КАСПРЖАК: Нет, подожди, но это крайне интересно. Дело в том, что моя первая работа была автослесарь. А у него образование автослесарь.

С.СТИЛЛАВИН: У тебя?

А.КАСПРЖАК: Да, я машины красил в студенческие годы.

С.СТИЛЛАВИН: Угнанные?

С.ПЕРШИН: Алексей, в этом смысле мы с вами абсолютные коллеги, потому что я работал в пассажирском автотранспортном предприятии.

С.СТИЛЛАВИН: Да ладно, в автобусах?

С.ПЕРШИН: Серьезно, да.

С.СТИЛЛАВИН: Серьезно? Ну, наконец-то, человек труда пришел. Аня, а ты не работала в автотранспортном предприятии, сразу за гитару взялась. Вот я за это, чтобы сначала…

А.САЙ: Нет, я много, где еще работала.

С.СТИЛЛАВИН: Сначала постучал там немножко, подкрутил, подмазал, а потом уже вот творчество.

А.КАСПРЖАК: Вопрос не в этом. Та история, которая сегодня, и для того чтобы дойти до «Тавриды», прошло много времени.

С.СТИЛЛАВИН: Хорошо, Леш. Мы поговорим сразу после новостей, как пришли.

Алексей, как всегда на полуслове вас прервали новостники. Что такое происходит?

А.КАСПРЖАК: Время неумолимо. Понимаете, я как раз говорил о том, что вот этот поиск себя, он сложный. Сложный очень часто за счет того, что образовательная система, ну, и вообще те возможности, которые есть, они настроены просто немножко на другие какие-то ключевые позиции, что ли, ключевое понимание того, что происходит с человеком. Вот важная роль.

Я всегда говорю о том, что в школе очень важно, чтобы ребенок в школе, в институте, ребенок попробовал разные роли. Он не физику выбирает или математику в качестве предмета, а он выбирает роль, он собирается быть лидером, он собирается быть исполнителем, он собирается быть автором, он собирается работать один, он собирается работать с большим количеством людей. Вот этих ролей, к сожалению, вот этих ролей в школе очень мало. В школе в широком смысле этого слова. И поэтому я и Сережа, просто я смотрел его сегодня резюме, не сегодня, а вчера смотрел его резюме, его историю, даже не резюме, а историю.

С.СТИЛЛАВИН: Секретное резюме.

А.КАСПРЖАК: Да почему секретное? Обыкновенное. Свою историю, я понимаю, что мы искали. Мы там где-то пытались искать. Правда, Сергей сразу пошел на телевидение, правильно, или там, на радио, я правильно помню?

С.ПЕРШИН: Ну, был такой этап в моей жизни, не долгий.

С.СТИЛЛАВИН: После автобусов.

С.ПЕРШИН: Да. Нет, во время.

А.КАСПРЖАК: Он пытался создать тебе конкуренцию, но ты так орал с «Максимума», что было невозможно вообще с тобой…

С.СТИЛЛАВИН: Заткнуть. Он пошел дальше.

А.КАСПРЖАК: Он решил, что лучше он пойдет другим путем.

С.СТИЛЛАВИН: Очень правильно.

А.КАСПРЖАК: Но в этом смысле такие среды, как «Таврида», на мой взгляд, это среда, которая адекватна сегодняшнему способу самореализации тех, кто туда приезжает.

С.СТИЛЛАВИН: А вот у меня вопрос такой. Слушайте, вот прозвучала история, что на «Тавриде» люди креативят будущее. А можно ли придумывать будущее, не имея большого опыта жизненного за плечами? Я понимаю, что одно другому мешает, это, может быть, стереотипы какие-то, ты привык там, все, как-то уже по старинке. Но, тем не менее. Это не входит в противоречие, что молодые люди придумывают, а те, которые постарше, вот такие, как Каспржак…

А.КАСПРЖАК: Чего это я постарше? Я вот сегодня спорил…

С.СТИЛЛАВИН: Они смотрят и думают, чего это вы придумали тут?

С.ПЕРШИН: Он самый молодой из нас, на самом деле. Я хочу сказать, что это очень условно все. Или Алексей хотел что-то добавить?

ВЛАДИК: Он в шоке просто.

А.КАСПРЖАК: Я вспомнил лекцию, Сапольски, по-моему, это Стэнфордский университет про биологию человека. Вот первая лекция была вся посвящена тому, что, для того чтобы сделать следующий шаг, нужно избавиться от рамок сегодняшних. Нужно уйти от стереотипного представления. Потому что мы живем в таком количестве клише, от которых просто, ну, можно, как человека ни корми, он упорно ползет на кладбище. Я сегодня Жванецкого начал цитировать.

С.СТИЛЛАВИН: Видно, книгу прочли.

А.КАСПРЖАК: Что?

С.СТИЛЛАВИН: Книгу прочли, видимо, его.

А.КАСПРЖАК: Нет, он иногда всплывает. Он у нас, как светоч, он просто всплывает в сознании.

С.СТИЛЛАВИН: Опять же клише.

А.КАСПРЖАК: И этих стереотипов настолько много, что мы уже даже вот повернуться в сторону того, что нам, на самом деле, нужно, нам, на самом деле, нравится, в чем мы испытываем удовольствие, от чего мы эффективны по-настоящему, потому что человек только, когда занимается любимым делом, он эффективен, по-настоящему эффективен.

С.СТИЛЛАВИН: А я вот, наоборот, почувствовал, что я эффективен в нашем армейском проекте. Когда командир мне сказал – рядовой, огонь. И я соответственно нажал на гашетку, и я в этот момент был один, одним единым целым с автоматом. И я посылал эти свинцовые пули во врага, я чувствовал, что я нужен, что я убиваю и тем спасаю, понимаешь.

С.ПЕРШИН: Кстати, что касается «Тавриды», здесь нет никакого отрыва от опыта. Поскольку к нам приезжают молодые профессионалы, в большинстве случаев эти люди получили базовое образование. А, как известно, русская, российская культура, она, помимо того, что многообразна, она еще богата, богата своими традициями. Поэтому люди, которые к нам приезжают, они уже находятся в традициях российской культуры, они знакомы с этим большим багажом российской культуры. А мы, в свою очередь, в качестве возможностей грантом, каким-то партнерам, к которым мы прикрепляем этих ребят, даем им еще одну важную вещь, мы им даем дополнительные компетенции, которые позволяют им, пользуясь багажом, основой, опытом, как вы говорите, развиваться, идти дальше, видеть немного, может быть, на…

ВЛАДИК: На пару метров вперед.

С.ПЕРШИН: Да, на пару метров вперед. И, собственно говоря, вдохновлять кого-то этим видением.

С.СТИЛЛАВИН: А какое у них задание на этом пути?

А.КАСПРЖАК: У них задание хотя бы встретиться.

С.СТИЛЛАВИН: И все?

А.КАСПРЖАК: Это очень важно. В современном обществе иди, попробуй, встреться с человеком, который тебе близок по мировоззрению, ценностям. Это же вот, мы живем, все время поглядывая в экран, а ты с ним просто поговори.

С.СТИЛЛАВИН: Отнимаете у ребят гаджеты?

А.КАСПРЖАК: Зачем? Никто ни у кого там ничего не отнимает, зачем там отнимать?

С.СТИЛЛАВИН: Чтобы встречались.

А.КАСПРЖАК: Они и так встречаются. Тут появляется такая история, когда не хочется в них смотреть. Можно мы все-таки к искусству вернемся?

С.СТИЛЛАВИН: Ну, конечно. Я, правда, думал, что мы и сейчас занимаемся искусством, ну, хорошо. Можно еще одну вещь? Но так, чтобы она человека мобилизовала.

А.САЙ: Я решила все-таки исполнить «Не мою правду», потому что сейчас такая тема прозвучала вот по поводу того, что люди, много установок, много клише. И вот «Не моя правда», это протест тому, что я делала то, что мне совершенно не по душе, не нравилось. И я все-таки сказала «нет».

С.СТИЛЛАВИН: Ай-ай-ай, Анет.

ВЛАДИК: Очень хорошо.

С.СТИЛЛАВИН: Слушайте, получается, что я человек, который всегда имел репутацию, мне самому странно это, радиохулигана всю мою карьеру, я сейчас являюсь столпом фактически. Нет, я понимаю человека в 21 год, в 22, которому, в принципе, не за что держаться пока что в этом мире, и можно говорить, да, мне все, что у вас есть, не нравится.

Но ты, Анет, поставь себя на место своих родителей. Вот они, например, устали, они приходят с работы, а надо тебя кормить, надо зарабатывать бабки, чтобы купить тебе штаны, гитару, гаджет. А им не хочется, они тоже не хотят жить этой правдой, понимаешь, а надо. Я за то, чтобы был баланс между творчеством и надо. Вот я честно говорю.

А.КАСПРЖАК: Сейчас я прошу прощения, отвечаю. У меня был разговор с моим дедом, который был профессором, доктором наук, занимался своей правдой. Он мне в свое время сказал – слушай, занимайся тем, что тебе нравится. И когда-нибудь это принесет тебе достаток.

С.СТИЛЛАВИН: Мы не про достаток.

А.КАСПРЖАК: Нет, секунду, подожди. История очень простая. Можно сколько угодно идти на компромиссы, сколько угодно. Но ты будешь и несчастен, и ты ни хрена не сделаешь, по-русски говоря. Вот это сложно, вот эта конструкция быть счастливым, она настолько сложная, она настолько требует много мужества, она описана в моей любимой книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в которой мужество – это делать то, что не ты придумал, а то, что ты чувствуешь. Понимаешь, слушать сердце очень тяжело. Если я правильно понимаю то, о чем ты поешь. Потому что это как раз про это. И, если человек это понимает раньше, то ему сильно легче. Ему, да, конечно, тяжелее в чем-то, может быть, сложно это преодолеть, но легче, потому что ты с утра просыпаться хочешь, тебя прямо рвет, тебе хорошо.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, когда есть хочется, конечно, просыпаешься.

ВЛАДИК: Прекратите вы с едой-то постоянно.

С.СТИЛЛАВИН: Я вас ставлю на место, на почву ставлю. Потому что Алексей у нас мечтатель. Он смотрит как бы ширше на проблемы, с людями мягше. А я с практической стороны, юморю.

ВЛАДИК: Со стороны столовой.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, ладно.

ВЛАДИК: Мысль понятна.

С.СТИЛЛАВИН: Вот Владику все понятно, ты на него ориентируйся.

ВЛАДИК: Ну, если Тим не понимает, мы ему потом переведем.

Т.КЕРБИ: Ладно, давай.

С.СТИЛЛАВИН: Алексей, все-таки Сергей Васильевич главный гость-то.

А.КАСПРЖАК: Да я же не против.

С.СТИЛЛАВИН: А ты вот начал опять вот это самое.

А.КАСПРЖАК: Сергей, скажи, что я прав.

С.ПЕРШИН: Алексей стопроцентно прав.

С.СТИЛЛАВИН: Ну, задавили.

ВЛАДИК: Какая вы крепкая команда.

С.ПЕРШИН: Мы, может быть, командно совпали здесь, но я тоже абсолютно уверен в том, что необходимо шоры иногда отодвигать и стараться посмотреть, как сказал Сергей, я продолжаю идти по этой кривой дорожке, ширше посмотреть на вещи. Точнее тут Сергея не скажешь. И еще раз хочу связать это с тем, что я говорил ранее. Связать с тем, что ты меняешь среду вокруг себя и кого-то этим вдохновляешь.

Я, вообще, на самом деле, верю в историю, связанную с каким-то одним делом. Может быть, вам покажется сейчас странной моя идея, но мне кажется, что вот, если бы какое-то здоровское, классное дело в нашей большой стране было реализовано, одно какое-нибудь, было реализовано повсеместно, ну, везде. Ну, например, не знаю, общественный транспорт везде крутой, клевый, вне зависимости от того, деревня Гадюкино это или какой-нибудь прекрасный город Оренбург, везде здоровский общественный транспорт с отличными остановками, чистыми автобусами.

С.СТИЛЛАВИН: Вы опять вернулись к своей юности, это вы из автобуса, да.

С.ПЕРШИН: Да, из пассажирского автотранспортного предприятия, понимаете.

С.СТИЛЛАВИН: Так вам и карты в руки. Но, Сережа, а как же это сделать с теми, кто пляшет, да поет? Нужны как раз вот те…

С.ПЕРШИН: Вот именно те, кто пляшет и поет, вдохновят тех, кто делает автобусы, и эти автобусы будут вдохновлять какие-то другие…

С.СТИЛЛАВИН: Цепная реакция.

С.ПЕРШИН: Вдохновлять, да, людей, наших граждан на какие-то другие изменения.

С.СТИЛЛАВИН: Вот оно, наконец-то, я понял, в чем дело. Когда я Сережу слушаю, я понимаю, что человек в материале, как бы внутри этой штуки, и задавать Сергею Васильевичу вопрос, является ли для вас Россия страной возможностей, мне кажется, ну, это абсурдно. Я вижу, что человек горит своим делом и организует вокруг себя. Ты же говоришь, 92 тысячи человек было летом?

С.ПЕРШИН: Да, на фестивале было 92 тысячи зрителей. Но это не предел.

С.СТИЛЛАВИН: Но это не предел, да. И вот пока что «Таврида» у нас с мая по октябрь, а через год в 2021 уже будет…

С.ПЕРШИН: Да, к концу 2021 года.

С.СТИЛЛАВИН: Круглосуточная история.

С.ПЕРШИН: Круглогодичная. А круглосуточная она и сейчас, возвращаясь к Юнгу.

С.СТИЛЛАВИН: Вопрос от Алексея Каспржака.

А.КАСПРЖАК: Нет, от меня нет вопросов. Я уже во всем разобрался. Я предлагаю еще послушать какую-нибудь песню.

С.СТИЛЛАВИН: Давайте «3 сентября».

ВЛАДИК: Мы распечатаем текст. А еще Сергей любит «Голуби летят над нашей зоной».

С.СТИЛЛАВИН: Анет, там главное переборами играть. Ничего сложного. Это как бы связь поколений, вы понимаете.

А.САЙ: Давайте лучше «Фотографируй глазами».

С.СТИЛЛАВИН: Хорошо, давайте. Давайте поаплодируем, товарищи. Алексей, вы тоже можете хлопнуть в ладоши пару раз. На данный момент 24 процента согласны с тем, что Россия страна возможностей. Ну, правда, уточняли – для молодежи. Ну, не знаю, насколько восприняли этот вопрос именно с таким уточнением наши слушатели. Но вот цифры пока стабильные. Но работаем.

А.КАСПРЖАК: По-моему, ВОЗ определила, Всемирная организация здравоохранения определила, что сегодня к молодежи относятся все до 44. Я просто предлагаю нашим…

С.СТИЛЛАВИН: Вот такая пощечина, да, мне опять?

ВЛАДИК: Хлесткая.

С.СТИЛЛАВИН: Красавец, да, там.

А.КАСПРЖАК: Я, конечно. Я сегодня полутра спорил, почему не надо говорить молодой и молодежь. Потому что молодежь это коннотация нормативная, а молодой это состояние души. Так что, Сереж, ты просто молод.

С.СТИЛЛАВИН: Я понимаю, просто молод. Сергей Васильевич, в чем радость жизни у вас сейчас?

С.ПЕРШИН: Радость в жизни.

С.СТИЛЛАВИН: На жизнь останется время?

ВЛАДИК: Из законных способов.

С.ПЕРШИН: На жизнь остается время. И я, на самом деле, вдохновляюсь теми людьми, которые рядом со мной. Тоже стараюсь меняться. Совершенно недавно я заставил себя встать на беговую дорожку, причем в кроссовках, бегаю по утрам, ну, стараюсь, по крайней мере, минимум три раза в неделю, выходить в парк на пробежку. Причем вне зависимости от того, в командировке я, либо нахожусь в Москве. И холодный душ.

Я могу вам сказать, что изменения, которые со мной происходят, я их точно замечаю. Если бы мы с вами познакомились раньше, вы бы их тоже заметили. Я советую всем не стоять на месте, развиваться, потому что возможности ближе, чем вы думаете, они вот прямо рядом с домом, в соседнем парке.

С.СТИЛЛАВИН: Алексей, вы не обливаетесь, да, холодной водой?

А.КАСПРЖАК: Нет, я много, чего делаю, лучше все рассказывать не буду. Это не формат утреннего эфира. Это, скорее, мы вечером с вами обсудим. Но я не согласен с разделением. Понимаешь, Сереж, мне кажется, что как раз, если уж мы заговорили о счастье, счастье в том, чтобы не было этого разделения. Не остается время на жизнь, ты живешь каждую минуту. И работа есть просто та часть твоей жизни, тот способ реализации тебя, который должен быть с тобой. Нет границы. Нельзя, у нас, понимаете, такая история с советской жизни, когда ты ходишь на работу, а потом на даче ты живешь.

С.СТИЛЛАВИН: Или в пивной.

А.КАСПРЖАК: Ну, неважно. Вот я очень надеюсь, что после сегодняшнего сумбурного эфира у нашей аудитории возникло желание как бы жить без этой неправильно выстроенной границы. Нельзя, тут поработал, тут пожил, а тут облился и встал на дорожку. Это как-то, на мой взгляд, это есть…

С.СТИЛЛАВИН: Точное слово, кстати, Леша, давайте жить здесь и сейчас, да?

А.КАСПРЖАК: Да.

С.СТИЛЛАВИН: Прекрасно. Сергей Васильевич Першин с нами был сегодня, Анет Сай, следите за творчеством. Ну, Алексей Каспржак, только что вы слышали его речь.