Сергей Стиллавин и его друзья

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Большой тест-драйв. Что самое "тупое" вам дарили для машины?

12.10.2017 12:00
Журнал «Искусство кино» открывает синематеку смотреть слушать скачать
Журнал «Искусство кино» открывает осеннюю синематеку. Ее специфика в том, что она мобильная и не имеет своего здания, а имеет только фильмы. В ближайшую неделю синематека представляет фильмы в Москве, Петербурге, Воронеже и Новосибирске. Будут представлены фильмы: «Зеркало» (реж. А. Тарковский), «Танцующая в темноте» (реж.Ларс фон Триер), «О теле и душе» (реж. Ильдико Эньеди), «Робокоп» (реж. Пол Верховен), «Звездный десант» (реж. Пол Верховен), «Вспомнить всё» (реж. Пол Верховен).
подкаст: Лирики

М.МИТРОФАНОВА: Наш спутник по жизни Антон Долин. Или мы твои спутники? Как тебе приятней?

А.ДОЛИН: Мы спутники друг друга.

А.ПУШНОЙ: Мы, Антон, каемся, мы этого не сделали. Вини нас, вини.

А.ДОЛИН: Слушайте, ну, у нас вся жизнь впереди, посмотрите «Бегущего по лезвию 1, 2, 3», все у вас еще будет.

А.ПУШНОЙ: А ты думаешь, будет 3?

А.ДОЛИН: Конечно. Еще лет через 25, мы все умрем от старости, и наши внуки будут смотреть и удивляться.

М.МИТРОФАНОВА: Я всегда расстраиваюсь, когда вперед в будущее смотрю, всегда мне грустно.

А.ПУШНОЙ: Но «Лезвие» будет и бегать по нему нужно.

А.ДОЛИН: Куда от «Лезвия» нам деваться. Друзья, у нас полно всяких фильмов, на этой неделе их огромное количество и хватит нам на целый час разговора.

М.МИТРОФАНОВА: А как за неделю все пересмотреть? Это же, сколько денег нужно.

А.ДОЛИН: Никак. Ну, я, например, не пересматриваю все через неделю, я посмотрел, по-моему, один фильм свежий на этой неделе, все остальные я смотрел до того. Что-то на фестивалях, что-то на пресс-показах, что-то мне показывали создатели фильмов.

М.МИТРОФАНОВА: В телефоне.

А.ДОЛИН: Нет, я так не смотрю, но да, примерно так, дома что-то смотрю, то есть очень по-разному.

А.ПУШНОЙ: Извини, знаешь, недавно я статистику читал в начале Советского Союза сколько раз люди ходили в месяц в кино.

А.ДОЛИН: И сколько?

А.ПУШНОЙ: Двадцать.

А.ДОЛИН: Ну, тогда ведь это было совсем свежим. Понимаешь, люди через сто лет, может быть, будут удивляться, как мы в XXI веке выходили в интернет часто. «Можешь себе представить, каждые три минуты они проверяли Facebook? Господи, боже мой, не может быть».

А.ПУШНОЙ: Это можно присоску на лоб поставить.

М.МИТРОФАНОВА: А на индийские фильмы ходили вообще толпами, семьями, деревнями.

А.ДОЛИН: Зачем мы сейчас об этом говорим про индийские фильмы?

М.МИТРОФАНОВА: Не знаю, прости, все.

А.ДОЛИН: Какой смысл в этом?

М.МИТРОФАНОВА: Ну, просто статистика.

А.ДОЛИН: А, ну, хорошо. Итак, раз уж мы заговорили сначала о ретро, давайте я с ретро и начну прежде, чем перейду к актуальным премьерам недели. И я сразу прежде, чем перейти, предупрежу наших слушателей, что это не для всех, а сначала для тех, кто только в Москве, потом для тех, кто в Москве, Питере, Воронеже и Новосибирске.

Итак, для москвичей, а на следующей неделе для петербуржцев начинает показы наш журнал «Искусство кино», коего я являюсь главным редактором, показы, синематека. Мы открываем свою синематеку. Ее специфика в том, что она мобильная, не имеет своего какого-то здания, а имеет только фильмы и кураторское представление фильмов. Мы выбираем фильмы, рассказываем о них и показываем их на большом экране, разумеется, в хорошем качестве.

У нас завтра показ в кинотеатре «Октябрь» фильма «Зеркало» Андрея Арсеньевича Тарковского. Я буду сам его представлять. Фильм гениальный, если вы вдруг не видели «Зеркало» или видели «Зеркало», но не видели его на большом экране, это, безусловно, то, что стоит увидеть.

М.МИТРОФАНОВА: А во сколько?

А.ДОЛИН: Вечером, в 8, если ничего не путаю. Лекция будет не длинная и не страшная, где-то полчаса, может быть, расскажу о фильме и о Тарковском немножко для тех, кто не в курсе, без спойлеров, и потом будет фильм.

То же самое будет в субботу с фильмом, который мы не случайно объединили с «Зеркалом», «Зеркало» это любимая картина Ларса фон Триера, и мы покажем мою любимую картину Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» на следующий день. Ее тысячу лет не показывали в России на большом экране. Фильм 2000-го года, фильм победитель Каннского фестиваля с потрясающей ролью и песнями Бьорк. Ну, подробнее расскажу, опять же, когда придете. Билеты все еще продаются, хотя, на самом деле, там почти весь партер уже раскуплен. Но все-таки, тем не менее…

М.МИТРОФАНОВА: А мне, кстати, этот фильм «Танцующая в темноте», ну, о нем рассказывали подробное содержание, но я не смотрела, потому что страдать буду, переживать.

А.ДОЛИН: Ну, он такой, чтобы страдать, но и не только, мне кажется. Кинотеатр «Октябрь» – завтра, послезавтра.

Сегодня в кинотеатре «Октябрь» вне связи с «Искусством кино», хотя и с моим участием показ, и тоже есть все еще билеты, кстати говоря, потому что перенесли из малого зала в большой, один из самых упоительных фильмов этого года, о котором мы сейчас будем говорить чуть попозже. Поэтому я просто говорю сейчас, что будет сегодня показ с моим представлением, а так, в принципе, можете просто на него сходить в кино в отличие от «Зеркала» и «Танцующей в темноте». Это фильм венгерский «О теле и душе». Ну, пока тут я сделаю паузу, о нем я расскажу попозже, фильм потрясающий, реально сенсация года.

Теперь то, что я обещал, 13, 14, 15 октября показы, которые происходят в Москве в кинотеатре «Горизонт», в Питере в «Авроре», в Новосибирске в кинотеатре «Победа» знаменитом, и в кинотеатре «Спартак» в Воронеже. Компания «Иноекино», которая занимается тем, что снова перевыпускает на большой экран старое кино, сделала изумительную, восхитительную подборку, я от нее в восторге, потому что это один из моих самых любимых режиссеров в жизни. Это фантастические фильмы Пола Верховена.

Ну, Пола Верховена, мне, конечно, всегда дико обидно, что его знают все по «Основному инстинкту» и «Робокопу», и не знают про его гениальные голландские фильмы, которые он снимал до переезда в Голливуд. Ну, понятно, что, если их будут показывать, народа придет мало. Тут на большом экране «Робокоп», «Вспомнить все» и «Звездный десант». На самом деле, я даже затруднился бы с ответом на вопрос, какой из этих трех фильмов лучше, я не знаю. Мне кажется, это три гениальных фильма.

«Робокоп» совершенно революционный для жанра кино, как бы о роботах кино, о полиции, и это, конечно, фильм с христианскими и ернически так пародийно переделанными мотивами. Там героя фактически распинают, и он воскресает, но только в виде робота. Это очень остроумно и тонко сделано, совершенно замечательно.

«Вспомнить все» это потрясающая экранизация Филипа Дика, ну, уж, как минимум, не хуже, чем пресловутый «Бегущий по лезвию». Потрясающая роль Арнольда Шварценеггера, первая встреча Верховена с Шэрон Стоун, которая потом будет сиять у него же в «Основном инстинкте», но позже. Умопомрачительный закрученный сюжет, потрясающе передовые для своего времени спецэффекты. Ну, сейчас они смотрятся немножко смешно. Но там такая драматургия, музыка, операторская работа, такой драйв, что спецэффекты сейчас уже устаревшие не влияют.

А.ПУШНОЙ: Они не главные были.

А.ДОЛИН: «Звездный десант» фильм, который, кстати говоря, не все поняли в свое время, потому что это экранизация романа Роберта Хайнлайна, от которого там довольно мало, что осталось. Роман был написан где-то, по-моему, в 1960-х, если я ничего не путаю. Это, ну, такая по идее туповатая хроника противостояния землян страшным космическим насекомым, которые их убивают, а земляне убивают их.

Фильм превращен Полом Верховеном в этакую космическую Лени Рифеншталь. Это такое торжество белого господства над чужими с элементами пропаганды, специально им снятыми, для того чтобы вставить в фильм. Как бы на голубом глазу, как бы наивно сделанная картина, на самом деле, настолько тонкая, как сейчас говорят, это фильм троллинг, не всеми понятый. Это изумительная пародия. Но в свое время тоже многие поняли, и фильм не случайно показывали на Каннском фестивале, и там он удостоился совершенно восторженной прессы. Ну, а потом его, как блокбастер показывали в кинотеатрах, и многие юные зрители вообще не понимали, о чем это и к чему.

Сейчас прошло 20 лет, фильм 1997 года, и точно настало время, когда можно понять, что это было, о чем и к чему. Очень тонкая картина при своей кажущейся толстости. В общем, Верховен forever – «Робокоп», «Вспомнить все» и «Звездный десант» обязательно. А «Робокопу» 30 лет в этом году. Обязательно приходите, смотрите, это очень, очень, очень здорово.

М.МИТРОФАНОВА: «Робокоп» мне нравился, он приятный мужчина такой.

А.ДОЛИН: Я люблю все фильмы Верховена. Мне кажется, он ничего плохого никогда не снимал, просто одни его фильмы совсем гениальные, а другие, ну, чуть-чуть в тени этих совсем гениальных.

А.ПУШНОЙ: Просто талантливые.

А.ДОЛИН: Да, как фильм «Невидимка», например. И даже те его фильмы, которые в свое время были признаны худшими в истории человечества, так было с фильмом «Шоугёлз», я считаю, что «Шоугёлз» это изумительнейшая картина, не менее тонкая, чем «Звездный десант», и тоже это фильм троллинг. Хотя как бы это такая история американской Золушки, успеха, на самом деле, ничего подобного. И как он умеет и там, в «Звездном десанте» работать с трэшкастом, с такими артистами серии B и C, и так далее, и все равно делать изумительно тонкое и умное кино.

А.ПУШНОЙ: То есть они не получили никогда в жизни ничего за актерскую игру?

А.ДОЛИН: Ну, только «Золотые малины» разнообразные, в количестве. Ну, Верховен тоже получил, и он пришел забрать свою «Золотую малину» за «Шоугёлз».

А.ПУШНОЙ: Не постеснялся.

А.ДОЛИН: Нет, абсолютно. Он был, по-моему, первый, кто пришел за этим, торжествовал, радовался, совершенно никаких признаков смущения или стыда не выказывал. Ему очень нравится «Шоугёлз» до сих пор. Ну, по-моему, ему нравятся все его фильмы. Вообще человеку сейчас под 80, то, что он до такой степени жизнелюб, он сейчас новый фильм снимает очередной, какая-то там святая блудница. Фильм «Она» с Изабель Юппер, по-моему, был совершенно роскошный. И представить себе, что это человек, которому под 80, который снимает такое кино, ну, невозможно даже в страшном сне.

М.МИТРОФАНОВА: Все здоровое питание.

А.ДОЛИН: Здоровые мозги, Рита, здоровые мозги.

М.МИТРОФАНОВА: А они подпитываются как раз…

А.ДОЛИН: Не знаю, питание, по-моему, если бы им одним можно было бы, было бы неплохо, но…

А.ПУШНОЙ: Здоровое воспитание.

А.ДОЛИН: Вот это уже ближе. Человек из Голландии все-таки, а не из Америки, это тоже важно.