31.10.2016 13:00
Как воспитать собаку смотреть слушать скачать
Воспитывать собак нужно с первого щенячьего писка: приучать к туалету, к своему месту, к командам и требованиям. К сожалению, большинство людей, приводя щенка в дом, интересуются, чем его кормить и какие делать прививки, совершенно забывая, что важно ещё и как воспитывать собаку.
в гостях: Лидия Ушакова

В.КОЛОСОВА:  У кого есть домашние питомцы, устраивайтесь поудобнее.

П.ФАДЕЕВ:  Виктория, выходите на первый план. Не просто домашние, про свинью говорить не будем сегодня.

В.КОЛОСОВА:  «Как воспитать собаку» наша тема. У нас в гостях зоопсихолог, кинолог Лидия Ушакова. Лидия, здравствуйте.

Л.УШАКОВА:  Здравствуйте.

В.КОЛОСОВА:  А можно дать оценку, нормальный у тебя питомец или не нормальный?

Л.УШАКОВА:  Ну, я не очень люблю слово нормальный и не нормальный, но диагностический этап в работе моей, конечно, необходим, и мы оцениваем состояние собаки, в первую очередь, состояние нервной системы и уровень развития, скажем так, насколько собака полноценно развита.

В.КОЛОСОВА:  А как это определить, в каком возрасте это делается?

Л.УШАКОВА:  Это делается в любом возрасте. Если говорить о щенке, то мы просто соизмеряем этапы развития щенка и смотрим, соотносится ли его возраст с тем, каким должен быть щенок в этом возрасте. Если говорить о взрослой собаке, то, конечно, мы оцениваем, насколько она интеллектуально развита, в первую очередь, насколько она приспособлена к той среде, в которой живет, ну, социальной среде человеческой, и оцениваем, ну, я бы сказала, что, в первую очередь, играет значение, когда речь идет о проблемах состояния нервной системы собаки, потому что чаще всего, когда люди обращаются с проблемами, это состояние стресса у собаки и соответственно важно оценить состояние нервной системы, в первую очередь.

В.КОЛОСОВА:  А как понять, что у тебя психически устойчивая собака, есть какие-то тесты? Ну, чтобы люди могли дома провести эти тесты?

Л.УШАКОВА:  На самом деле, я не часто пользуюсь какими-то тестами, потому что обычно это видно просто по поведению собаки. Самый лучший тест, который первый сразу же происходит, когда я прихожу в дом собаки, это мое присутствие, мой вход в их квартиру. И соответственно по поведению собаки уже видно, как она справляется с этой ситуацией, как она реагирует на чужих людей, как она связана с хозяином, насколько она слушает хозяина, опирается на него. Потому что для собаки приход чужого человека в дом это достаточно волнительная ситуация в любом случае, потому что, откуда ей знать, зачем пришел этот человек. Хозяева-то знают, как правило, для чего и зачем. Собака этого не знает и соответственно уже по поведению в этой ситуации, как она успокаивается, насколько быстро успокаивается, как она себя ведет и так далее, уже можно очень многое сказать.

В.КОЛОСОВА:  А должны ли собаки радостно встречать вновь пришедшего и незнакомого человека?

Л.УШАКОВА:  Не должны. В норме отношение собаки к человеку является таким же, как и у нас с вами, то есть это нейтральное отношение к чужим людям, которые нас не трогают. Ну, как мы в метро едем, мы, как правило, не обращаем внимания на тех людей, которые не привлекают наше внимание или не обращаются к нам. Когда в дом приходит чужой человек, нормальным является поведение настороженное, то есть непонимание того, для чего пришел этот человек и нужно еще ситуацию как-то прощупать, понять, что происходит. В норме собака успокаивается достаточно быстро и, как правило, наблюдает за поведением хозяина. Она видит, что хозяин спокоен, что хозяин как-то общается с чужим гостем, и тогда уже в зависимости от поведения хозяина, собака успокаивается, потому что видит, что хозяин тоже спокоен.

В.КОЛОСОВА:  А, если они бегут с лаем?

Л.УШАКОВА:  Лай тоже это нормально. То есть, если собака встречает чужого человека непродолжительным лаем, ну, таким, не очень возбужденным, это тоже норма. Собака просто сигнализирует, это не агрессия, ну, не всегда, по крайней мере, агрессия в норме, это просто сигнал, во-первых, пришедшему в дом чужому человеку, что здесь есть охранник, и, во-вторых, это сигнал хозяевам, что кто-то пришел.

В.КОЛОСОВА:  Петь, у тебя кот встречает вновь пришедших людей?

П.ФАДЕЕВ:  Ну, иной раз, да. Так, он так думает, а что там такое, что за возня. Потом: «А, это ты. Я-то думал».

В.КОЛОСОВА:  И чужих абсолютно, когда ты дома, тоже выходит посмотреть, кто пришел?

П.ФАДЕЕВ:  Ну, конечно, да. А иногда так, в общем, лежит и лежит себе.

В.КОЛОСОВА:  А как отучить щенка, который считает, что все вокруг братья и сестры, и надо всех любить, и надо ко всем подойти, и поласкаться, вот с этим как быть, если вы говорите, что это не норма совсем?

Л.УШАКОВА:  Тут немножечко зависит от ситуации, от возраста, потому что у щенков, так же, как у человеческих детей есть определенные этапы психического развития, определенные кризисы, определенные этапы. И в определенном возрасте такое поведение тоже является нормальным, потому что задача щенка в этом возрасте узнать людей, понять, кто это, что это, какие люди бывают, собрать разную информацию, это и есть, ну, по сути, социализация щенка межвидовая, то есть между разными видами. Точно так же они часто бросаются к чужим собакам, чтобы тоже узнать, какие бывают собаки, как они себя ведут и так далее. То есть это возраст, когда необходимо узнавать новое, и соответственно вот этот интерес такой к разным объектам и предметам является нормальным. Закреплять такое поведение своей радостью и поощрением такого поведения не стоит, потому что это может привести к неадекватной социализации, когда собака любит всех. Это тоже не очень нормально, хотя у нас, к сожалению, в обществе принято воспитывать именно так, что собачка должна всех любить. Собачка не должна всех любить, точно так же, как и наш ребенок или мы не любим всех встречных, поперечных.

В.КОЛОСОВА:  Ну, а что, как себя вести?

Л.УШАКОВА:  Если собака в возрасте таком подростковом или старшем, уже взрослая собака, очень активно хочет общаться с другими людьми, я, в первую очередь, бы обратила внимание не на то, что делать, когда собака это делает, а на то, что происходит в отношениях с хозяевами. Почему у собаки такая потребность общаться с чужими людьми. Как правило, это говорит о том, что не очень все гладко в отношениях с хозяином. То есть это не обязательно говорит о том, что что-то очень плохо, это говорит о том, что, может быть, например, собаке с хозяином на прогулке скучно, и поэтому она стремится общаться с чужими людьми, с которыми определенная бурная радость происходит, какие-то положительные эмоции.

В.КОЛОСОВА:  А, вот, о чем это говорит, что ей скучно.

Л.УШАКОВА:  Как вариант, например. Возможно, в каких-то более тяжелых случаях это может говорить о некотором недоверии или каких-то напряженных отношениях с хозяином. То есть не обязательно все ужасно и плохо, хозяин не обязательно бьет собаку или ее обижает как-то, просто не совсем полная удовлетворенность собаки в отношениях с хозяином. Я бы обращала внимание именно на это, а не на то, что делать, когда собака бросается общаться с чужими людьми, потому что очень важно в психологии и вообще коррекции и воспитании, очень важно понимать, каковы потребности собаки. Потому что есть определенный спектр потребностей, которые мы не можем взять и отменить, мы не можем запретить собаке лаять, например, как очень многим людям бы этого хотелось.

В.КОЛОСОВА:  О, да, ненавижу, когда они брешут, не останавливаясь, особенно лайки.

Л.УШАКОВА:  То есть, есть определенный ряд потребностей и у собаки, так же, как и у человека, которые мы не можем отменить. Но мы можем найти возможный вариант удовлетворения этих потребностей в социально приемлемой форме и запретить проявление этих потребностей. Могу привести пример, чтобы было понятно. Например, собака излишне брехлива. Она дома постоянно лает на каждый шорох, она постоянно на улице всех облаивает, то есть в любой непонятной ей ситуации первое, что она делает, это лает. Мы не можем запретить ей лаять вообще, потому что, ну, это потребность. Мы можем предложить собаке разные варианты поведения, разные ситуации. Одну, в которой лаять можно и нужно, ты молодец, а другие ситуации, в которых лаять нельзя. То есть объяснить на контрасте ситуации, в которых лаять можно, в которых нельзя. Например, можно и нужно лаять, когда звонят в дверь, когда в дверь стучат, это хорошо, это правильно, это собаке будет понятно.

В.КОЛОСОВА:  То есть мы поощряем это. Ой, какая молодец.

Л.УШАКОВА:  Да, мы поощряем это, молодец, что ты сигнализируешь мне о том, что что-то происходит, кто-то собирается нарушить нашу территорию, ты молодец, что мне об этом сообщаешь. А в других ситуациях, когда, например, просто по подъезду кто-то ходит, или лифт поднимается, или еще что-то, вот этого делать нельзя. И тогда с большой вероятностью собака это примет и будет лаять только в этих ситуациях. То есть процент брехливости просто снизится существенно.

В.КОЛОСОВА:  То есть, говорить «фу».

Л.УШАКОВА:  Ну, да, «фу», «нельзя», запрещающие команды. И лучше всего говорить, что делать вместо этого. Это вот как раз по теме нашего сегодняшнего эфира, как воспитать собаку. Одна из таких частых ошибок владельцев, которые мы все периодически совершаем, мы все собакам запрещаем – туда не ходи, это нельзя, вот это «фу».

В.КОЛОСОВА:  Как у меня на даче сейчас, ничего нельзя. Я говорю, а что же ей можно?

Л.УШАКОВА:  Да, шаг вправо, шаг влево, расстрел, и все нельзя. А как собаке догадаться и понять, а что можно-то? Не всегда они способны это понять сами. Мы им только запрещаем, то не объясняем, что вместо этого нужно делать. И, например, в моей личной жизни с моими собаками команда «нельзя» или «фу» звучит очень редко, и не потому что они такие все из себя идеальные или я такой идеальный владелец, а потому что я предпочитаю сразу объяснять, что делать вместо этого. То есть ты лаешь, например, на дверь, я подхожу к двери, чтобы дать понять собаке, что я понимаю, почему она лает, что с дверью что-то происходит, и я говорю: «Иди лучше на место» или: «Иди лучше займись своими делами».

В.КОЛОСОВА:  На место не интересно.

Л.УШАКОВА:  Ну, не всегда же все должно быть интересно. Я просто объясняю, что нужно делать в этой ситуации. Вот шум в подъезде, например: «Нас это не касается, успокойся, пожалуйста, иди займись делами своими, с игрушкой поиграй, иди на место», или, мало ли, что. То есть, по сути, именно для этого мы команды и учим.

В.КОЛОСОВА:  У нас тут очень много вопросов. Смотрите: «Как отучить собаку поедать чужие экскременты на прогулке? Постоянно чавкает с удовольствием, если недосмотреть. Может быть, ему чего-то не хватает?», спрашивает Саша из Костромы.

Л.УШАКОВА:  На самом деле, вы правы, чаще всего эта проблема действительно связана с нехваткой определенных минералов, микро и макроэлементов в организме собаки.

В.КОЛОСОВА:  А что же они живительные у других, что ли?

Л.УШАКОВА:  Во-первых, просто в экскрементах содержатся вот эти вещества, которых собаке не хватает, во-вторых, еще бывает такая проблема, что не очень все в порядке с пищеварением у собаки. Это может быть не очень заметно внешне, то есть не какие-то грозные симптомы, а просто не очень все в порядке, и собака стремится съесть, извиняюсь уж, практически полностью переваренную пищу, то есть это легкоусвояемый продукт получается, и они стремятся это съесть. И первое, с чего бы я предложила начать, это подавать собаке «пивные дрожжи с серой» курсом. Обычные в человеческой аптеке продающиеся «пивные дрожжи с серой», подавать в течение 2-3 недель и посмотреть, если сократится количество вот этого поведения или оно прекратится полностью, значит, мы верно поняли причину.

В.КОЛОСОВА:  Так, замечательно. «Мой шарпей радуется абсолютно всем. Нормально ли это?»

Л.УШАКОВА:  Ну, вот как мы уже говорили, что радоваться абсолютно всем, конечно, это признак не очень такого, скажем так, адекватного представления о том, каковы отношения между собакой и человеком, собакой и собакой. То есть в норме отношение собаки к чужим людям такое же, как у нас, нейтральное, спокойное до тех пор, пока этот человек нас не касается.

В.КОЛОСОВА:  А в каком возрасте можно переучить собаку? Ну, вообще собаку, которой больше года, можно переучить?

Л.УШАКОВА:  Конечно. Конечно, учить взрослую собаку, переучивать чему-то, коррекцию проводить гораздо тяжелее, ну, не гораздо, я бы сказала, тяжелее, чем это делается с щенком. Проще всегда сразу воспитать правильно. Но, на самом деле, возрастных, это часто очень вопрос мне задают, возрастных ограничений, на самом деле, практически нет. Особыми ограничениями в коррекции являются только физически ограничения самой собаки. Ну, например, собака слепая, глухая, парализованная, еще что-то, тогда, да, может осложниться сильно работа. После 8-9 лет становится тяжелее, как правило, потому что психика уже такая менее гибкая, намного менее гибкая, уже это пожилая собака, в зависимости, конечно, от породы, но чаще всего это уже пожилая собака. Поэтому здесь посложнее, но все равно это не повод сдаваться и ничего не делать.

В.КОЛОСОВА:  Ну, вот, смотрите, если в семье много людей, ну, допустим, как у нас, у нас их так много. Ну, кто-то приходит, с кем-то ее знакомят, она считает, что все люди такие. Как в маленьком мирке понять, что не все такие. Я ей все время на прогулке говорю: «Ну, что, тебя не все обязаны любить, чего ты ко всем лезешь?» А она считает, что вот она с детства много людей видит, и считает, что все друзья.

Л.УШАКОВА:  Тут, смотрите, когда собака хорошо относится ко всем людям, то есть она не ждет опасности от чужих людей, ну, я бы сказала, что это тоже уже не совсем как бы правильно, потому что люди бывают разные.

В.КОЛОСОВА:  Да, кто-то обидеть может.

Л.УШАКОВА:  И тут варианта два, либо собака так воспитывалась, что она ни разу в жизни не сталкивалась с человеческой жестокостью и соответственно она просто никогда не ждет от человека чего-то страшного.

В.КОЛОСОВА:  Но это же неплохо, с другой стороны.

Л.УШАКОВА:  Ну, как сказать, потому что, если, например, вы гуляете со своей собакой, а она без поводка, например, она побежала здороваться с каким-то человеком, человек испугался и ее ударил. Ну, это плохо. И я такое наблюдала, и видела, и это как бы не очень хорошо. И даже, несмотря на это, все равно некоторое ощущение, одно дело, когда собака просто хочет пообщаться с человеком, подходит к нему спокойно, выражает свое желание пообщаться, и другое дело, когда собака несется на всех парах, прыгает на этого человека и прямо готова с ним целоваться и так далее, это тоже две разные ситуации.

В.КОЛОСОВА:  Ну, то есть, опять это запретительные команды, которые запрещающие?

Л.УШАКОВА:  Вот тут, понимаете, всегда сложно отвечать на подобные вопросы, потому что надо разбираться в причинах. То есть, только понимая причину поведения собаки, мы можем это изменить. Потому что просто запретить чаще всего недостаточно. То есть просто создать ситуацию невозможности этого поведения, как правило, недостаточно, собака все равно будет хотеть это делать. Наша же задача сделать так, чтобы собака хотела вести себя правильно, чтобы нам не приходилось каждые пять минут ее дергать, тыркать и постоянно на улице наблюдать за тем, не идет ли человек, не бросится ли она сейчас к нему, то есть постоянно быть на стреме, извините. Чтобы прекратить это поведение полностью, нужно понимать, в чем причина. Если это причина в недостатке, в каких-то сложностях в отношениях с хозяином, соответственно мы на это будем работать, укреплять отношения с хозяином. Это как психология человеческая, то же самое, мы не можем часто себе сказать: «Не бойся чего-то», например. Запретить себе бояться, это, как правило, не помогает, нужно разбираться, откуда страх идет и с ним работать.

В.КОЛОСОВА:  Петь, посмотри смс-сообщения, а то у меня тут на WhatsApp все сыпется. «В доме две суки, джек-рассел 1,5 года и такса 7,5 лет. В доме мирно. На улице младшая кидается на старшую, один раз порвала бок. Гулять вместе невозможно. Что делать?»

Л.УШАКОВА:  На самом деле, осторожно, но вместе гулять очень важно, потому что, если возникает подобная ситуация, то это говорит о том, что все-таки в их отношениях не все в порядке, и только на прогулке мы можем укрепить отношения. То есть прогулка это самая лучшая ситуация для укрепления отношений собаки с собакой, хозяина с собакой и так далее. Поэтому гулять желательно вместе. Но, опять-таки, нужно разбираться в причине. Очень часто, учитывая породы, которые есть, очень часто подобные драки возникают на фоне перевозбуждения. Обе породы достаточно активные, охотничьи, и бывает так, что, например, одна собака перевозбудилась на прогулке, например, носится, носится, вторая бросается, чтобы ее успокоить, что, в общем-то, нормально, потому что в стае не очень приемлемо такое поведение перевозбужденное, и начинается вот просто на фоне перевозбуждения дикая вот эта вот, то есть они не могут остановиться просто, начинается эта драка. Соответственно нужно посмотреть ее, придерживать собак от такого перевозбужденного поведения и учить их включать тормоза, скажем так, тормозить нервную систему.

В.КОЛОСОВА:  Быть на стреме.

П.ФАДЕЕВ:  «А у меня подруга, как Викина собака, что с ней делать, ума не приложу». А вот пишут: «Помогите, муж взял щенка, 5 месяцев, метис овчарки, девочка. Уже есть кошка. Собака пытается подойти, а кошка шипит уже две недели. Смогут ли они подружиться?» Первый вопрос. «Как приучить собаку к выгулу два раза в день?», потому что человек хочет выйти на работу.

Л.УШАКОВА:  Отношения кошки с собакой, конечно, бывают не простыми. Выражение «живут, как кошка с собакой», конечно, тоже это такое чрезмерное преувеличение. Часто приучить собаку и кошку можно жить вместе, и очень часто у меня люди обращаются именно с этой проблемой. Если нет откровенной агрессии, как с одной стороны, так и с другой, то это возможно. И обычно я тут предлагаю работать на положительном ассоциировании. То есть присутствие собаки с кошкой подкреплять чем-то положительным для них обоих, то есть, чтобы у них формировалось…

В.КОЛОСОВА:  Вкусняшками?

Л.УШАКОВА:  Например, да. То есть, например, у них формировалась ассоциация, что вот мы вместе и сразу что-то положительное происходит. Ну, на таком рефлекторном, грубо говоря, уровне формируется представление о том, что все хорошо. Важно учитывать, что часто кошки провоцируют собак на конфликты. Тем более, как видно из ситуации, собака достаточно хорошо относится к кошке, и кошки другие по своей социальной структуре, социальным стереотипам, поэтому бывает, что тяжеловато им установить отношения именно из-за того, что кошка не хочет просто их устанавливать.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, так у мужа с женой часто бывает. Она же все время провоцирует, не хочет устанавливать отношения.

Л.УШАКОВА:  Да, все, как у людей.

В.КОЛОСОВА:  Да кошки все время лезут в драку.

П.ФАДЕЕВ:  Все зло от баб.

В.КОЛОСОВА:  Ну, а если вкусняшки съели, все хорошо, животы набили, а дальше драться пошли?

Л.УШАКОВА:  Ну, так это формируется не сразу, это должно сформироваться именно ассоциативная связь практически, такой рефлекс, поэтому это происходит медленно. То есть два-три раза в день в течение нескольких недель мы можем таким образом заниматься, прежде чем у них сформируется такая положительная ассоциация.

В.КОЛОСОВА:  А как приучить два раза в день ходить?

Л.УШАКОВА:  Если я правильно поняла вопрос, то это щенок, который, видимо, еще не выдерживает 2-разовую прогулку, ему нужно ходить в туалет чаще. 5 месяцев, да, щенок?

В.КОЛОСОВА:  Да, вроде.

Л.УШАКОВА:  Тут правила такие, сначала кормление, потом пять минут ждете, и после этого выводится собака гулять, чтобы стимулировать вот все процессы пищеварительные. После 6 месяцев мы делаем наоборот, то есть сначала гуляем, а потом кормим. Старайтесь гулять все время в одно и то же время, постепенно увеличивая разницу, промежуток. То есть желательно просто подходить к этому вопросу постепенно и плавно, тогда это получится. То есть, если сейчас он, например, гуляет три раза в день, то соответственно утренняя прогулка чуть позже, вечерняя прогулка чуть раньше, и чтобы вот этот промежуток увеличился, и можно было вообще исключить третью прогулку.

В.КОЛОСОВА:  У меня не парится, у нас пеленки есть. Увеличивай, уменьшай, она знает, что есть ее пеленка. Это плохо? Ну, 4 месяца. Я, с другой стороны, пока не думаю, что уж так надо беспокоиться.

Л.УШАКОВА:  По поводу пеленок вопрос спорный, тут специалисты спорят. Считается, что пеленка это не очень хорошо, то есть это не стимулирует собаку сильно к тому, чтобы ходить в туалет на улице в щенячьем возрасте, потому что это некоторая такая легализация поведения, то есть разрешение так себя вести. То есть, вместо того, чтобы учиться терпеть, собака не терпит и думает, что, ну, все равно же можно на пеленку сходить, поэтому чего я буду мучиться. Поэтому тут все зависит от предпочтения хозяина, от его возможностей. Потому что, если это какой-нибудь алабай, который…

В.КОЛОСОВА:  Ну, тут никакой пеленки не хватит.

Л.УШАКОВА:  Тут никакой пеленки не хватит.

В.КОЛОСОВА:  Перину уже стели.

Л.УШАКОВА:  Да. Поэтому, если есть возможность, то лучше без пеленок обходиться.

В.КОЛОСОВА:  А ругать надо?

Л.УШАКОВА:  Ни в коем случае. Никогда ни за какие проблемы с туалетом собаку ругать ни в коем случае нельзя, потому что это не просто, это одна из самых частых проблем, одна из самых актуальных для всех, никакие проблемы с туалетом никогда не связаны с вредностью, с поведением назло, и никогда собака не делает это, ну, скажем так, специально. Для собак фекалии и моча не являются чем-то противным, таким, каким это является для нас, поэтому собака никогда не может написать на тапки или на кровать.

В.КОЛОСОВА:  Как кот, например.

Л.УШАКОВА:  Да, кошки то же самое, у них все то же самое.

В.КОЛОСОВА:  Они из вредности точно делают.

Л.УШАКОВА:  Это очень такой закоренелый стереотип, что они делают из вредности.

В.КОЛОСОВА:  Еще один пласт проблем, очень много вопросов на эту тему. «Йорк, 8 месяцев, на прогулке «пылесосит» все подряд. Что делать?»

Л.УШАКОВА:  Это действительно очень частая проблема и очень много сложностей с этим возникает. Тут важно помнить для начала одну простую вещь, что для собаки лежащая на земле еда, не важно, что это, это может быть и тухлая рыба, для нее это еда, это все равно, что для нас лежащие на земле 100 долларов. Почему их нельзя подобрать? Мимо никто не идет, вот она лежит неприкаянно, почему бы не взять.

П.ФАДЕЕВ:  Я всегда беру.

Л.УШАКОВА:  Я об этом и говорю, почему бы не взять. И собаке, на самом деле, привыкнуть и научиться не подбирать с земли еду достаточно сложно. И не стоит ожидать того, что с двух, с трех повторов команды «фу» она сразу поймет и навсегда об этом забудет. Для того чтобы научить собаку не подбирать, ну, по возможности снизить, по крайней мере, эту тенденцию, я использую две методики. Первая методика достаточно длительная по времени, но она такая очень легкая и достаточно простая. В тот момент, когда собачка подходит, тут важна именно реакция хозяина, в тот момент, когда собачка подходит к лежащей на земле какой-то вкусняшке, в этот момент мы до того, как собака захочет ее съесть, мы ее каким-нибудь образом отвлекаем, не ругаем, а именно, просто отвлекаем, нам нужно добиться того, чтобы она хотя бы посмотрела на хозяина. И в этот момент мы ее хвалим за то, что она не взяла еду, отзываем ее в сторону и даем ей вкусняшку из рук, какую-то вкусную, которую можно. Этим мы учим собаку тому, что, если ты не возьмешь вот то, то, мало того, что я на тебя ругаться не буду, так еще я тебе дам что-то очень вкусное из рук.

В.КОЛОСОВА:  Так она потом всю жизнь будет просить вкусное из рук.

Л.УШАКОВА:  Нет, ну, почему, это как выработка любого поведения. Сначала мы на этапе формирования навыка поощряем каждое хорошее поведение, а потом постепенно переходим к такому вариативному стилю подкрепления. Наоборот, тогда собака будет больше и больше стремиться это делать, чтобы получить заведомую вкусняшку, которую она не знает, когда она получит. Поэтому этого можно не бояться. Наоборот, очень часто это такая смешная картина вырисовывается, когда собака поняла суть, что, если я тут не беру, то мне дает вкусняшку из рук хозяин, они иногда подходят специально к какой-нибудь лежащей на земле еде, тыркают ее носом, смотрят на хозяина, тыркают хозяина: «Ну, смотри, смотри, я же не взял, где моя вкусняшка?». Но, по крайней мере, формируется навык и понимание того, что подбирать нельзя, и это некоторый компромисс, если ты не возьмешь здесь, то я тебе дам вкусное.

В.КОЛОСОВА:  А второй какой?

Л.УШАКОВА:  Второй более сложный и очень важна своевременность и реакция хозяина. Берется жестяная баночка типа из под Coca Cola, Fanta, Sprite и так далее, пустая, естественно, в нее насыпаются монетки и камушки немножечко, чуть-чуть, заклеивается вот эта дырочка, кладется в карман. И очень важно ею не греметь на прогулке, чтобы собака ее не слышала заранее. Как только собака подходит к еде, мы бросаем эту баночку не в собаку, а рядом с собакой. Лучше попасть в эту еду. И самое важное в этой методике, очень важно, чтобы собака не поняла, что это бросил хозяин. Если она поймет, что бросил хозяин, тогда она при хозяине подбирать не будет, а когда он не видит, она, естественно, подбирать будет. Это должно быть что-то из серии, не знаю, гром и молния с небес, когда я пытаюсь подбирать еду. И хозяин должен стоять такой, типа, а чего случилось, я вообще не понял, что это за банка вообще, откуда она? И два-три раза делается таким образом, банка бросается, а после этого достаточно уже просто банкой в кармане потрясти. И, если все сделано правильно, это наиболее эффективный способ, потому что собака просто сталкивается с какой-то неизбежностью вселенской, что каждый раз, когда я пытаюсь подобрать, чего-то происходит страшное и соответственно собака просто прекращает это делать.

В.КОЛОСОВА:  Радиослушатель написал: «Ладно, на улице. На улице у меня ничего не трогает, а в доме «пылесосит» все подряд». Здесь то же самое?

Л.УШАКОВА:  Если собака на улице никогда не подбирает еду, а дома с ней что-то происходит и она превращается в «пылесос», ну, это, на самом деле, интересно, потому что здесь не все так однозначно, и, возможно, это просто закрепленное каким-то образом поведение. То есть каким-то образом это поощрили и собака это делает. Ну, на самом деле, тут просто можно все то же самое проделать, все те же самые способы. Просто это интересный такой момент, такого еще в моей практике не было, чтобы на улице не подбирала, а дома прямо вот…

В.КОЛОСОВА:  «Собака джек-рассел все время просит играть в мяч. Убираю, лежит, умирает от горя. Даю – мучает играть с ней. Что делать?» Играть.

Л.УШАКОВА:  Нет, на самом деле, не рекомендовала бы в этом случае играть, потому что невозможно удовлетворить эту потребность, и все равно он будет требовать 24 часа в сутки играть с ним, а это, конечно, невозможно. Тут важный момент вот, какой. Для собаки игровая деятельность это чащ всего средство получения внимания от хозяина и средство общения с ним. То есть важна не сама как таковая игрушка, как возможность провести время вместе с хозяином и удовлетворить именно вот эту потребность. И соответственно, как правило, просто игры в мячики, палочки, игрушки, они не очень сильно такие интересные собакам, и они требуют все больше, больше и больше, потому что потребность вот эту удовлетворить не могут. Ну, это как люди, которые на стрессе, например, начинают есть. Они едят, едят, едят, едят, это не очень помогает справиться со стрессом, дает какое-то некоторое облегчение, и все равно едят, едят, едят и поправляются, в этом ни чего хорошего нет. Я бы предложила в этом случае поменять игры с игрушками на поисковые игры, которые собакам очень нравятся, они очень хорошие, развивающие, очень здорово работают на контакт с хозяином и, как правило, в таких случаях это очень помогает.

В.КОЛОСОВА:  То есть ты что-то прячешь.

Л.УШАКОВА:  Да, вы что-то прячете, как правило, мы начинаем с вкусняшек, но можно искать все, что угодно, и игрушки, и те же самые любые предметы, перчатки, носки, что угодно.

В.КОЛОСОВА:  Носки мы без проблем находим, откуда, не ясно.

Л.УШАКОВА:  Да, это самая любимая игрушка в детском возрасте, хозяйские носки. И смысл этой игры в том, что собака ищет то, что спрятано. И начинаем мы обычно с вкусняшек, можно играть в обыск помещения, когда вы по квартире прячете вкусняшки, собака находит, можно играть в поиск вкусняшек в каких-то предметах – картонные коробки, баночки, скляночки, играть в наперстки, в какой руке и так далее. То есть вариантов игр очень и очень много. И эти игры, они именно для собак, они очень хорошо, они очень здорово удовлетворяют эту потребность в общении, и они развивающие, интеллектуальные и, я считаю, что это самые лучшие игры, и лучше вообще отказаться от игр с игрушками.

В.КОЛОСОВА:  С любого возраста можно собаке?

Л.УШАКОВА:  Да, с любого возраста. Только, естественно, учитывать особенности щенка, потому что щенки хуже держат внимание, меньше интеллектуальных способностей, поэтому сложные игры мы им, конечно, не предлагаем.

В.КОЛОСОВА:  «Скажите, пожалуйста, что делать, если собака сильно лает на футбольные мячи? Успокоить не могу. Собака йоркширский терьер».

Л.УШАКОВА:  Сложно немножечко ответить на этот вопрос. Я бы задала еще ряд уточняющих. Ну, а, если предположить, что, тут может быть два варианта, либо собака играет, хочет играть в этот мяч, что я наблюдала многократно, собаки любят большие мячи и их гонять. Либо второй вариант, собака насторожена, не понимает, что это такое и поэтому лает. Я бы предложила познакомиться с этим предметом, и можно использовать для этого, ну, не знаю, если действительно боится, вплоть до того, что можно этот мяч обмазать чем-то вкусным и сформировать, переориентировать собаку с мотивации самозащиты, например, и волнения на пищевую ту же самую. Если собака просто зациклена на мячике и хочет в него играть, естественно, убрать мячик, исключить полностью эту навязчивость.

П.ФАДЕЕВ:  А вот серьезный вопрос: «У моего сына синдром аутизма, 24 года. Врач посоветовал завести собаку. Нам понравилась порода басенджи. Как вы относитесь к этой породе? Мы много ездим в санатории и больницы, подходит ли нам эта порода? Спасибо».

Л.УШАКОВА:  Сложный вопрос при выборе породы в таком случае, потому что, конечно, тут еще важно учитывать степень аутизма и общее состояние.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, какие больше подходят, если вообще подходят собаки таким людям?

Л.УШАКОВА:  Честно говоря, мой бы выбор пал, в первую очередь, на…

В.КОЛОСОВА:  На лабрадора?

Л.УШАКОВА:  На ретриверов. Если готовы серьезно заниматься собакой и прям учить ее воспитывать, как собаку-терапевта, то это может быть и немецкая овчарка. Я бы, в первую очередь, остановилась не на охотничьих породах, не на терьерах и не на охотниках.

В.КОЛОСОВА:  А совсем недавно где-то в интернете было, что мальчик, страдающий аутизмом, впервые обнял другое существо, оказался это как раз лабрадор, ну, или ретривер, не знаю. Вот такая дружба у них завязалась. Ну, я, насколько поняла, там просто подготовлена уже собака, им дали в семью готового.

Л.УШАКОВА:  Да, там, да. 

В.КОЛОСОВА:  Там другая история. А здесь еще воспитать надо.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, наверное, можно найти подготовленного, раз этим люди занимаются.

В.КОЛОСОВА:  Есть у нас такие питомники?

Л.УШАКОВА:  Честно говоря, я знаю, что раньше были, сейчас просто я не обладаю такой информацией, не могу точно сказать. По крайней мере, если они есть, то это не очень развито.

П.ФАДЕЕВ:  Они действительно как-то лечат, ну, в смысле  легче людям делают?

Л.УШАКОВА:  Да, конечно, собаки действительно очень многое способны сделать для таких деток и для людей, страдающих различными заболеваниями. Тут огромное количество факторов, которые играют роль, начиная от того самого элементарного, что понижается кровяное давление при общении с собакой, вырабатывается огромное количество окситоцина при общении.

В.КОЛОСОВА:  «Таксе 9 лет, раньше не гавкала без дела, а теперь постоянно тявкает. Это старческое?»

Л.УШАКОВА:  Ну, можно, конечно, так это назвать, но я бы предположила, в первую очередь, что в связи с тем, что она стала уже пожилая, скорее всего, ее социальный статус немножечко снизился до уровня сигнальщика. Собаки, которые очень много брешут по каждому поводу, как правило, это собаки, которые занимают ранг сигнальщика, то есть их функция сигнализировать о том, что что-то происходит. Это не охрана, а именно сигнал. А уже старшие члены стаи разбираются. Поэтому, возможно, что просто в виду того, что она стала слабее по возрасту, просто снизился ее статус.

П.ФАДЕЕВ:  Так пенсионеры некоторые поступают, пишут во всякие инстанции кляузы.

Л.УШАКОВА:  Да, что-то происходит.

П.ФАДЕЕВ:  Сигнализируют, сигналы.

В.КОЛОСОВА:  А у собак же тоже с возрастом меняется характер, они такие ворчливые становятся.

Л.УШАКОВА:  Конечно. Все, как у людей совершенно.

В.КОЛОСОВА:  Упертые.

Л.УШАКОВА:  У меня сейчас моему старшему псу 13 лет, он живет по принципу «поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть», и он такой ворчливый. Я все время, вот он ноет и ноет, ноет и ноет, я себе все время говорю: «Старость надо уважать, старость надо уважать».

В.КОЛОСОВА:  У Пети кот такой.

П.ФАДЕЕВ:  У меня кот, да, типа: «Где еда?» - «Да вот же» -«Представляю, сколько вы себе навалили».

В.КОЛОСОВА:  «Собака шиба ину не дает вытирать лапы после дождя, рычит, но при этом никогда не кусает. Как перевоспитать ее? Возраст 2 года».

Л.УШАКОВА:  Тоже частая достаточно проблема. Немногие знают, что у собак пястье лап, то есть то, что у нас ладонь, пястье лап очень чувствительное место, очень. И им очень неприятны вот сильные прикосновения, особенно когда мы моем лапы, мы очень часто сильно давим особенно между пальцами, им действительно очень сильно это неприятно. Поэтому я рекомендую просто начать приучать к этому с более спокойных вот таких прикосновений. Конечно, это потребует время, потому что уже сформировалась привычка, но переучить можно. То есть начать с того, что просто, например, поливать душиком и слегка прикасаться рукой к лапке, потом все сильнее и сильнее, по чуть-чуть. То есть пусть лучше сначала не совсем будут чистые лапы, но он привыкнет не так остро реагировать на это. И, например, в ситуациях, когда вот просто вы лежите, например, или сидите, он пришел к вам, вы гладите его, потихонечку, по чуть-чуть прикасайтесь к лапкам, в виде массажа такого. Вот гладите лапку, например, и вот все ниже, ниже к пястью опускаетесь, вот просто, чтобы приучать, что эти прикосновения не несут за собой какого-то серьезного такого физического дискомфорта.

В.КОЛОСОВА:  Я думала, им щекотно.

Л.УШАКОВА:  Не знаю, щекотно или нет, не могу сказать, но то, что неприятно очень сильно, это да. Я поэтому очень не люблю команду «дай лапу», потому что обычно, когда собачка кладет лапу на руку, мы ее очень сильно сжимаем в своей ладони, и им очень неприятно. Поэтому, если и учить этой команде, то просто, чтобы собачка клала лапку на ладонь, но не сжимать ни в коем случае, потому что им это действительно неприятно.

В.КОЛОСОВА:  Надо же, какое открытие.

П.ФАДЕЕВ:  Век живи, век учись.

В.КОЛОСОВА:  А как вы относитесь к одежде для собак?

Л.УШАКОВА:  В разумных пределах. То есть, если собачка маленькая, гладкошерстная и как бы действительно очень маленькая и действительно сильно мерзнет, ну, градусов с минус 5 я бы предложила одевать. Но все хорошо в меру, потому что сейчас такая тенденция одевать всех уже в плюс 10, потому что замерзнет, несчастный. Приучать все-таки, закаливать собаку стоит. Тем более что одежда, как правило, все-таки сковывает движение собаки, это достаточно неприятно и бывает часто, что от нее больше вреда, чем пользы, для состояния собаки просто на прогулке. Я могу сказать, что у меня гладкошерстная такса маленькая, и у нее гипотиреоз, это заболевание, которое…

В.КОЛОСОВА:  Щитовидки.

Л.УШАКОВА:  Да, щитовидки, и при нем собака очень мерзнет, сильнее, чем обычная собака. И я одеваю ее, начала только сегодня на длинной прогулке утренней. И то одеваю в такую легонькую-легонькую жилетку. Остальные все собаки ходят без одежды пока, и я считаю, что все-таки закаливать нужно в разумных пределах, конечно. 

В.КОЛОСОВА:  «Немец, 8 месяцев, начал показывать характер, перестал слушать команды, делает, что хочет». Кризис какой-нибудь, да?

Л.УШАКОВА:  Это характерно, да, это подростковый кризис начался, тут очень важно, поскольку осталось совсем чуть времени, самое важное спокойно добиваться того, чего вы хотите и настойчиво объяснять правила и нормы, без ругани, без подавления, но добиваться того, чего вы хотите.

П.ФАДЕЕВ:  «Гитлер капут» скажите ему и все.

В.КОЛОСОВА:  Ну, Петя. Пришло время закругляться. Спасибо огромное, Лидия, что вы пришли к нам.

Л.УШАКОВА:  Спасибо вам огромное, что пригласили.

В.КОЛОСОВА:  Мы узнали сегодня много интересного.

П.ФАДЕЕВ:  Приходите, потому что, как и с лапами, мы многого не знаем. Приходите еще.

Л.УШАКОВА:  Спасибо огромное, с удовольствием приду.

В.КОЛОСОВА:  Зоопсихолог, кинолог Лидия Ушакова была у нас в гостях.

Л.УШАКОВА:  До свидания.

00:00
00:00
</>