Шоу Картаева и Махарадзе

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Время: что это, как его измерить и можно ли им управлять

23.09.2015 09:00
История лагеря Артек слушать скачать
«Лагерь-санаторий в Артеке» (первоначальное название детского центра) создан в 1925 году по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва. Первым его руководителем стал врач Фёдор Фёдорович Шишмарёв. Первая смена «Артека» открылась 16 июня 1925 года.

СТИЛЛАВИН:  Сегодня к нам в гости приехал сквозь пробки, потому что, оказывается, в Севастополе по утрам очень сильно напряженный трафик, Алексей Анатольевич Каспржак. Алеш, можно вот так?

КАСПРЖАК:  Можно. Алексей.

СТИЛЛАВИН:  Алексей, да, по-простому. Директор международного лагеря «Артек». Алексей как раз заступил на свою должность полтора года тому назад. Леш, расскажи, как начиналась эта работа?

ВАХИДОВ:  И в каком состоянии полтора года назад сам лагерь находился?

КАСПРЖАК:  Ну, во-первых, добрый день.

СТИЛЛАВИН:  Добрый день, да.

КАСПРЖАК:  Мне кажется, что мне вообще можно было бы не приезжать. Поделившись впечатлениями, вы бы могли вполне себе спокойно, на самом деле, передать точную эмоцию, потому что мои эмоции, они все-таки наполнены временем, наполнены пониманием того…

СТИЛЛАВИН:  Алексей, так нам как раз интересны внутренние процессы, задачи, желание, что сделать, потому что внешнее ощущение, оно вот такое.

КАСПРЖАК:  Здесь есть несколько моментов или несколько направлений. Мы говорим  об уникальном, и вы абсолютно правы, архитектурном и вообще таком социальном проекте, который в советское время был сделан. Давайте поймем, что он сделан в таком месте в широте Ниццы и по площади равен Монако, и советская страна вместо того, чтобы развивать там, например, игорный бизнес, как в Монако и зарабатывать на этом деньги, она устроила там мир детства. И это такое уникальное в этом смысле явление. Оно действительно уникальное, потому что и место само уникальное, и море, и природа, о которой вы говорили, 102 гектара парка, просто это парковая территория, которая охраняется законом и в этой связи это уникальное место с точки зрения флоры, которая там есть. К сожалению, и с фауной тоже бывают проблемы, но это общая проблема для Крыма,  у нас, к сожалению, не очень хорошо все с работой с бездомными животными, которых вы, наверное, тоже встречали. У нас есть такая даже традиция, у нас, когда проходит какое-нибудь большое мероприятие, обязательно на сцене появляется дворовая собачка, которая выбегает.

СТИЛЛАВИН:  Алексей, я об этом не сказал, но я вообще любитель большой животных, я имею в виду живых животных, и я вам скажу, что самые добрые, самые чистые, самые ласковые и воспитанные  я обнаружил у вас. У вас есть пес Пират, а рядом с ним коричневая девочка прекрасная. И я с ней вчера фотографировался,  она просто ласковей котика. Ее берешь, она теплая, хорошая собачка.

КАСПРЖАК:  Вы знаете, дело в том, что, на самом деле, мне кажется, что это вопрос места, потому что в этом месте, в принципе, у любого создания не может возникнуть негатива, потому что все-таки этот мир 90 лет рос, в нем каждый ребенок оставшийся, который там находился, их примерно полтора миллиона человек за 90 лет, оставлял там капельку счастья, и это счастье, видимо, как-то накапливается. Это место намоленное. Давайте архитектура. Вы обратили внимание на архитектуру, это заслуга, на самом деле, совсем не наша, это заслуга господина Полянского, который в 1960-е, 1970-е годы проектировал «Большой Артек», и, собственно говоря, воспользовался он архитектурными решениями, на тот момент очень модными господина Корбюзье, и  в этом смысле это такое  корбюзьеанство в полном смысле этого слова, это такие легкие плывущие конструкции зданий, которые очень правильно заполнили пространство, в нем нет ощущения, ты не в городе.

СТИЛЛАВИН:  Очень четко вплетено в природу, нет никакого контраста.

КАСПРЖАК:  Ты нигде не сопротивляешься, нет никакого напряжения от близости, либо расстояния жилых корпусов и еще чего-либо. В  этой связи, когда мы начинали работать, мы приняли такое генеральное решение, что мы все-таки сначала работаем с той архитектурой, которая есть, которая уже спланирована. Неслучайно, кстати, Полянский получил за проект «Большого Артека», который находится в музее нашем, он получил за него государственную премию, и, видимо, получил обоснованно, потому что с точки зрения пространственных решений все правильно. Есть вещи, которые просто отстали от времени  - это транспортная инфраструктура, это связь всей территории, возможности коммуникации через дороги, тропинки и так далее. Но мы с этим работаем, и, собственно говоря, в планах есть объединение всей территории в некое целое, потому что здесь мы встречаемся с главной содержательной стороной дела - чем «Артек» такой замечательный, такой уникальный. В его составе 10 лагерей, и, в целом, можно было эти 10 лагерей разместить по территории Крыма, например, и в этом смысле получить какой-то там эффект. На самом деле, эффект не в этом. Эффект в том, что ребенок все время находится в структуре временного детского коллектива, это педагогика середины прошлого века, в целом, технология абсолютно рабочая и востребованная, потому что человек в сегодняшнем мире, он не один.

СТИЛЛАВИН:  Рустам рассказывал, как коллективы сплачивались.

КАСПРЖАК:  Да, это специальная работа.

СТИЛЛАВИН:  Как сеялась какая-то проблема, и она решалась, и какие слезы, и люди даже, которые сейчас, были свидетелями наши товарищи возвращения этих групп на родину, по домам, как люди плачут, когда расстаются.

КАСПРЖАК:  Ну, вообще эмоция это то, на чем строится любое событие, в том числе, образовательное событие, потому что через эмоцию человек лучше воспринимает мир.

 

Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.