МузДок

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

В июне 2017 года выходит видео "Baby Shark", получившее в итоге миллиарды просмотров

12.11.2013 - Как защитить детей от компьютерной зависимости слушать скачать

Впервые компьютерная зависимость была описана в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Cейчас же ученые считают, что, если пользователь проводит в глобальной сети более шести часов в сутки, то он интернет-зависимый и должен пройти соответствующее лечение. По мнению специалистов, интернет не только отрывает человека от реальной жизни, но и может вызывать серьезные психические расстройства.

в гостях: Лев Пережогин

Впервые компьютерная зависимость была описана в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Cейчас же ученые считают, что, если пользователь проводит в глобальной сети более шести часов в сутки, то он интернет-зависимый и должен пройти соответствующее лечение. По мнению специалистов, интернет не только отрывает человека от реальной жизни, но и может вызывать серьезные психические расстройства.

 

Как защитить детей от компьютерной зависимости, расскажет врач психиатр, психотерапевт, старший научный сотрудник отделения Социальной психиатрии детей и подростков Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, доктор медицинских наук Лев Олегович Пережогин. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - врач-психиатр, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Лев Олегович Пережогин. Мы будем говорить о том, как защитить детей от компьютерной зависимости. Насколько я знаю, пока интернет-зависимость не внесли в список психических заболеваний, хотя вот уже о первых тревожных симптомах было известно в 1995 году. Доктор Иван Голдберг об этом уже как бы писал, выявил некоторые причины, признаки. И сейчас, мне кажется, этот список пополняется, потому что людей становится все больше компьютерозависимых?

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, отчасти да, отчасти нет. У нас нет списка психических заболеваний. У нас есть только международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра, в которой есть рубрика 5F - психические расстройства. И в ней действительно нет зависимости от персонального компьютера. В ней действительно нет зависимости от интернета. Хотя, может быть, в 11-м пересмотре, который сейчас подготавливается Всемирной организацией здравоохранения, может быть, это и будет. И, конечно, первооткрывателями интернета, компьютерной зависимости были не упомянутый вами уважаемый доктор, а значительно раньше его. То есть этот феномен известен где-то с середины 1980-х годов. Описывался преимущественно сначала, разумеется, в Соединенных Штатах и в Западной Европе. Ну, а у нас в России он действительно по сути дела стал актуален в конце 1990-х годов - начале 2000-х, тогда, когда интернет стремительно шагнул в массы. Сегодня мы одна из самых интернетизированных стран в мире.

 

ВЕДУЩИЙ: Раньше были читающей, сейчас у нас уже другое определение.

 

ПЕРЕЖОГИН: Сейчас, к сожалению, мало читающие, в том числе и в электронном виде мало читающие, но, так или иначе, удерживающие пальму первенства по печальному феномену интернет-зависимости.

  

ВЕДУЩИЙ: В какой-то степени наверняка взрослые сами спровоцировали эту тягу. Да, ребенок видит, он же когда маленький, он же подражает, да? Это первый момент. Второй момент - то, что мы хотим своего ребенка занять, какие-то дела поделать. И очень часто… У меня у знакомых родили ребенка, маленький, еще толком он не ходит, но он прекрасно знает, на какую кнопку нужно нажать на сотовом телефоне. Гаджеты - это его вторая жизнь. И когда как бы начинаешь говорить: девчонки, ну что же? Да все нормально. Это же современные дети, время диктует такие условия.

 

ПЕРЕЖОГИН: Тут есть и правда в их словах, и правда в ваших словах. На самом деле представить современного человека без персонального компьютера очень трудно. И я с настороженностью отношусь к людям, которые говорят: я своему ребенку вообще не позволяю к компьютеру приближаться ни на шаг.

 

ВЕДУЩИЙ: Но можно же - альтернативу, например, 15 минут в день?

 

ПЕРЕЖОГИН: Сейчас мы об этом отдельно поговорим. Это психогигиена. Это никак не альтернатива. Или, например: я вообще не хочу, чтобы у меня дома был компьютер. Ну, такого не бывает. Современный человек не может без компьютера обойтись или может, если он живет где-то далеко-далеко, на маленькой деляночке, в глухой тайге, собирает там грибы, ведет такой патриархальный образ жизни, тогда, наверное, да. Но по большому счету компьютер сегодня занял свое бесспорное место в нашем сознании и в нашем интерьере и дома, и на работе. Другое дело, как мы к компьютеру относимся, для каких целей мы его используем. Когда мы говорим о персональном компьютере как об инструменте, который может помочь совершать нам очень важные дела, или когда мы говорим о персональном компьютере как о средства развлечения. Вы сами понимаете, что когда ребенку годовалому ваша подруга дает мобильный телефон или подсовывает планшет, ни о каком инструменте речь не идет. Это нелепые, самые примитивные игры, в которые будет играть малыш. Больше ни на что он просто по своему уровню психического развития на текущий момент не способен. Другое дело, когда ребенок школьного возраста, подросток сидит напротив компьютера и готовит сложный доклад, для того, чтобы потом его рассказать сверстникам в школе.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы имеете в виду, выдергивает отрывки из интернета, чтобы законспектировать или как?

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, зачем же обязательно выдергивает отрывки из интернета? А потом есть некоторые отрывки, которые негде и выдернуть.  Вы же сами понимаете, что в интернете существуют десятки онлайн-энциклопедий. Начнем с Википедии, самой распространенной, или возьмем энциклопедию «Британика», которая тоже имеет интернет-издание, или возьмем десятки, сотни, тысячи выложенных очень серьезных книг.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, примеров можно много привести.

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, какая разница по большому счету, взять книгу с книжной полки или взять книгу в электронном виде? Информация, содержащаяся в книге, тождественна. Если подросток прочитает выдающиеся труды ученых в электронном виде, это честь ему и хвала, и на такого подростка молиться надо. Проблема не в этом. Проблема в том, что на сегодняшний день молодежь наша, да и не только наша, просто скажем молодежь, столкнулась с очень непонятным феноменом, противостоять которому очень трудно в силу того, что искушение очень велико. Вот то, какими мы являемся на самом деле, мы прекрасно, как все неглупые люди, можем осознавать свое несовершенство. Вот представьте себе, что я - подросток, мне 15 лет, мне очень нравится красивая девочка во дворе. Я выхожу и, конечно, и я проигрываю по всем статьям и соседскому парню, который выше и у которого мышцы лучше. И еще одному соседскому парню, у которого есть мопед, а я мопедом пока не владею. Да и просто прыщ у меня на носу большой, который не делает мне дополнительного имиджа. Да и какой-то я нескладный весь. Вы представили вот такой…

 

ВЕДУЩИЙ: Представили, да.

 

ПЕРЕЖОГИН: А дело в том, дисморфофобические состояния, вот такое критическое негативное отношение к своему облику - это типично для подросткового возраста. И я, естественно, проиграл соревнование. А когда я сажусь в интернете и представляюсь в социальной сети, я могу вокруг себя создать тот идеальный образ, который мне кажется самым лучшим в данной ситуации. Я прибавлю себе росту, я прибавлю себе весу, для солидности начну бросаться соответствующими взрослыми словечками, поставлю фотографию чужой машины, но скажу, что это моя.

 

ВЕДУЩИЙ: Лев Олегович, это все понятно. И в принципе в эту псевдореальность все мы играли, когда мы были подростками. Сейчас просто все-таки правила игры более стали жесткими. Вот понятно, почему ребенок в эту компьютерную зависимость попадает. А как ему помочь оттуда выйти?

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, давайте начнем с самого главного, вот все-таки с зависимости. Неважно, какая она, компьютерная зависимость, игровая зависимость, алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, зависимость - это свойство личности человека. И есть личности, для которых угроза зависимости объективно очень велика, и есть личности, для которых угроза зависимости не настолько велика. Но есть же люди, которые могут употреблять алкоголь в разумных количествах, и всю свою большую счастливую жизнь так и делают, но алкоголиками не становятся. Есть люди, которые играют в компьютерные игры и не становятся зависимыми от компьютерных игр. То есть, есть определенная степень толерантности к разумному употреблению и того, и другого. А есть преморбидно уже подготовленные к формированию зависимого поведения личности. Их процентов 15 от всего населения. И разумеется, самая рискованная возрастная группа - это дети и подростки, где-то 12-15 лет. Это самая рискованная группа. И наркотики начинают употреблять в этом возрасте, и интернет-зависимость именно в этом возрасте формируется. И тогда нам надо говорить о том, что первым шагом к тому, чтобы ребенка предотвратить от подобного негативного развития событий, надо вот эту преморбидную готовность, вот эту патологическую почву, как было принято говорить в середине 20 века, вовремя распознать и принять соответствующие профилактические меры. Профилактику осуществлять намного проще, чем что-либо лечить, о чем бы речь ни шла - о раке желудка или о компьютерной зависимости.  Всякая медицина в основе своей должна иметь, прежде всего, профилактическую базу. И когда мы с раннего возраста ребенка будем обучать правильному, грамотному отношению к компьютеру, это должны сделать мы, родители, ни один учитель, ни врач, тем более, не может поставить подобную задачу. Родитель ставит перед собой такую задачу. И, разумеется, тогда как прививка своего рода появляется, ребенок понимает, что вот чем надо заниматься с компьютером. У него расширяется круг интересов. Он видит потенциальные возможности для применения своего таланта, в том числе, и в компьютере. Один ребенок будет рисовать замечательные картины, а второй будет писать замечательные программы, а третьему будет особенно удаваться в фотошопе делать какие-нибудь аватарки для форумов. Ну, не важно. По мере взросления, по мере совершенствования в своих навыках, ребенок и компьютер будет воспринимать как очень позитивную штуку. Компьютер - это молоток, только молоток 21 века.

 

ВЕДУЩИЙ: Лев Олегович, мы к этой программе подготовили специально материал. Давайте послушаем. Ксения Крихели выскажет мнение других специалистов, а мы потом его обсудим. Пожалуйста.

 

КРИХЕЛИ: Вседозволенным и неконтролируемым интернет для детей может стать очень легко, но только в том случае, когда родители не побеспокоились о последствиях заранее. А ведь способы оградить ребенка от полного ухода в виртуальную реальность есть, и они приемлемы для каждой семьи. Говорит специалист по компьютерной безопасности Илья  Свиридов.

 

СВИРИДОВ: Самое простое решение - так называемый родительский режим. Это в любой операционной программе, когда родитель, даже не имея большого навыка по работе и настройке каких-то программ, программирует пароль, полный доступ только у родительского режима. Соответственно ребенок может войти только в пользовательском режиме. Он имеет ряд ограничений с точки зрения посещения сайтов и с точки зрения посещения каких-то папок на компьютере: файлоы, мультфильмы, фильмы, игры. Функции родительского режима, они выполнены в понятном ключе, примитивными действиями настроить компьютер на ограниченный доступ для ребенка.

 

КРИХЕЛИ: В обозримом будущем и сайты в интернете обещают классифицировать с учетом возраста детей, продолжает Свиридов.

 

СВИРИДОВ: Сейчас разрабатывается целое доменное имя - dot.дети. И они автоматически будут открывать доступ на сайты, исключительно содержание которых разрешено для использования детей соответствующего возраста - 12+, 10+, 8+ и так далее.

 

КРИХЕЛИ: Впрочем, не стоит компьютер изначально воспринимать как зло. В интернете ребенок может не только бессмысленно просиживать время, но и учиться, допустим, на примере программы «Мультнаука». Рассказывает руководитель проекта «Электронная Москва» Сергей Моисеев.

 

МОИСЕЕВ: Это программа, которая помогает детям познакомиться с компьютером. Подает им компьютер не как средство для развлечения, а средство и для обучения, и, может быть, даже для кого-то каким-нибудь кусочком профориентации. Потому что это программа, которая позволяет с помощью компьютера создавать конкретные прикладные вещи, начиная от какой-то графики и инфографики и заканчивая настоящими мультфильмами. Мы каждый день работали в течение всех детских каникул. Это было целых 10 специальных занятий, на которые мы заранее анонсировали, собирали детей. Дети специально записывались, приходили с родителями. И это было целое коллективное творчество, которое потом в конце сводилось к единому мультфильму или к какому-то продукту.

 

КРИХЕЛИ: Компьютерные мастер-классы, которые детям уж точно не навредят, будут продолжаться и дальше - в парке Сокольники на выставке «Электронная Москва». И если ваш ребенок не хочет в Сокольники, а вы  не успели установить на домашний компьютер родительский режим, краем глаза все же время от времени интересуйтесь, в какие игры играет ваше чадо, сидя битый час перед монитором.

 

ВЕДУЩИЙ: В общем, точки зрения экспертов в материале и ваша, они в принципе совпадают?

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, на самом деле, если вот говорить о двух выступлениях, которые прозвучали, конечно, когда говорят о том, что мастер-класс для ребенка за компьютером, я обеими руками голосую - "за". Есть, собственно говоря, трансформация творческого потенциала, свойственная любому ребенку в навыке работы за персональным компьютером. А вот в отношении родительского режима, тут можно иметь разные мнения. Дело в том, что родительский режим, он позволяет оградить ребенка от определенного контента в сети. Вы же не можете запереть целиком компьютер? Значит, что-то на компьютере все равно ребенку будет достаточно. Так вот, для формирования интернет-зависимости совершенно не важно содержание тех ресурсов, с которыми ребенок столкнется. Если вы хотите уберечь своего ребенка от каких-то страшных фильмов, от порнографии и от рекламы гомосексуализма или суицидального поведения, вот тут родительский режим прекрасно справится с поставленной задачей, хотя многие подростки умеют неплохо его обходить. Но с другой стороны, когда формируется зависимость, тогда, как правило, поведение подростка, оно не носит уже в сети осмысленного характера. У меня был один такой пациент, который начинал свой день следующим образом. Он выходил в первый попавшийся портал поисковый, предположим, в Яндекс, нажимал первую попавшуюся рекламу, баннер, переходил на другой сайт, потом с другого сайта он снова нажимал на первый попавшийся баннер, и так делал столько раз, пока не попадал на страницу, с которой уже не было ни одного перехода. Иногда полдня уходило на то, чтобы добраться до такой страницы. Потом он подсчитывал, сколько раз он перешел, и на основании нумерологических данных он делал прогноз о том, какой у него сегодня сложится день. Вы понимаете, что ему было все равно, на что он смотрит, он совершенно не вдавался в содержание тех страниц, через которые он проскакивал. Ему нужно было просто нажимать, нажимать, нажимать. Вот сам факт вот этот. Более того, когда растет зависимость, растет точно так же, как и при алкоголизме, например, толерантность. То есть алкоголику нужно с каждым днем все больше и больше выпить, чтобы достичь того состояния, к которому он стремится. Так и ПК-зависимому нужно как можно больше просидеть за компьютером, осуществить переходов, осуществить примитивных элементарных действий. По-серьезному нельзя успеть получить все это.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно. А вот говорят, что зависимость в какой-то степени, не знаю, правильно ли это слово, подойдет ли сюда, она провоцируется и родственниками, пусть они даже любящие, путь они заботливые. Но в какой-то степени их, может быть, отношение к нему, либо какое-то поведение, в том числе, и вызывает эту зависимость?

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, совсем уж провоцировать зависимость родственники не могут. Но есть такое понятие в наркологии и они абсолютно применимо и к ПК-зависимости - так называемая созависимость. Это близкие люди, которые уже настолько интегрированы в психологическую ситуацию сосуществования с больным человеком, которые ведут себя определенным образом и, тем самым, усиливают и отягчают клинику его зависимого поведения. Они уже и сами не видят жизни: а как же так вот я проживу без мужа-алкоголика? Что же я буду рассказывать своим подружкам-то? Как же я проживу без сына, который просиживает 24 часа в сутки около интернета? О чем я буду жаловаться, о чем я буду думать в это время? Зависимость одного человека становится для всех членов семьи своего рода вымпелом, жупелом, который они поднимают на щит, и с этим носятся как с писаной торбой.

 

ВЕДУЩИЙ: Одно дело, когда вот эта компьютерная зависимость, вот человек туда погружается, и все близкие пытаются, либо врачи пытаются его оттуда вытащить. Но есть случаи, тоже совершенно жуткие, можно вспомним, в Америке брат убил сестру, потому что он думал, согласно компьютерной игре, что у нее есть вторая жизнь. Или там девочка в Китае. Она много часов провела за компьютером, играла. В конце концов, чуть ли не от истощения умерла. Это какие-то уже вещи, мне кажется, должны больше всколыхнуть общественность?

 

ПЕРЕЖОГИН: Это, как правило, следствие не компьютерной зависимости, а сопутствующего психического расстройства. Вы же сами понимаете, что можно одновременно болеть насморком и иметь переломанную ногу. Точно так же можно иметь ПК-зависимость и параллельно иметь другое психическое расстройство, как правило, более высокого регистра. Очень часто бывает так, что компьютерная зависимость является не самостоятельным патологическим состоянием, а синдромом в составе другого психического расстройства. И в некоторых случаях оно носит даже компенсаторный характер. Представьте себе человека, который в силу имеющегося психического расстройства ограничен в способности взаимодействовать с другими людьми. И тогда, садясь за персональный компьютер, предположим, в социальную сеть, он в какой-то мере компенсирует эту неспособность тем, что общается виртуально. И, разумеется, поскольку общение ему нужно, зависимость неизбежна в данной ситуации. У него нет альтернативы. Он только вынужден поступать именно  так. И в то же время подобное поведение, конечно, приносит ему облегчение, удовлетворение. Вот факторы для того, чтобы зависимость сформировалась, и она обязательно сформируется на этом месте.

 

ВЕДУЩИЙ: Так какие советы, в конце концов, мы можем дать родителям?

 

ПЕРЕЖОГИН: Давайте начнем с самого простого. Я уже об этом говорил. Давайте начнем с профилактики. Первое, что мы должны обязательно сделать, мы должны, как это не банально звучит в радиопередаче, но мы должны не забывать вовремя показывать свое чадо специалистам. У нас для этого существуют так называемые диспансеризации. Их никто не отменял. Существуют соответствующие приказы Минздрава, в каком возрасте каких специалистов должны вовремя проходить дети. И психиатр не исключение. Психиатра тоже необходимо посещать в дошкольном возрасте, если я не ошибаюсь, три раза. То есть первое, надо не пройти мимо случая, показать его опытному глазу. Второе. Давайте соблюдать банальную психогигиену, потому что не случайно, вспомните, какой длины бывают мультипликационные фильмы? 5-минутные, 10-минутные, 15-минутные, 20-минутные. Вы думаете, вот этот стандарт, он был установлен просто потому, чтобы испортить жизнь творческим личностям-мультипликаторам? Естественно, подобная продолжительность мультфильма, она рассчитана на определенную возрастную категорию зрителя, который этот продукт посмотрит. И детям дошкольного возраста более получаса в сутки находиться перед экраном, не важно чего, мобильного телефона, планшета, телевизора или компьютера просто нельзя в силу того, что это провоцирует и нарушение зрения, и нарушение осанки, и психические расстройства соответствующие.  Поэтому нужно следить за тем, не только что делает ваш ребенок, но и сколько делает ваш ребенок? И этот вопиющий пример безответственного родительского поведения – когда, на тебе мобильный телефон, только отстань и замолчи - ну, глупее не может быть. Помните, как у «Гаргантюа и Пантагрюэля»: он был очень хорошим малышом, но он очень много кричал, но стоило ему тяпнуть стаканчик винца, он снова становился добрым и послушным мальчуганом. Это - то же самое. Давайте сразу дадим ребенку стаканчик. Не даем, потому что не осознаем тождество между стаканчиком и мобильным телефоном. Для ребенка это в плане формирования зависимости - одно и то же. Третий очень важный момент. Чтобы уберечь ребенка от зависимости, нужно дать ему альтернативу. Родитель должен быть в первую очередь компетентным, ну хотя бы на уровне банальном пользовательском, в том, что может сделать персональный компьютер. Мы же не знаем на самом деле, как устроен автомобиль, но мы догадываемся, что тут есть мотор, что там где-то есть колеса.

 

ВЕДУЩИЙ: Нет, некоторые прекрасные профессионалы.

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, есть профессионалы и в области персонального компьютера. Мы говорим о среднестатистическом пользователе. Но мы прекрасно понимаем, что если колесо проколото, то машина не едет. Если там что-то стучит, то надо пойти показать ее в автосервис. Почему персональный компьютер нами так не воспринимается? Почему мы от него отстраняемся и говорим: ой-ей-ей, как это трудно? Да нет, это на самом деле не трудно. Но просто надо перешагнуть через свои стереотипы, вылезти, наконец, родителям из своей какой-то дремучести, научиться самим работать нормально с персональным компьютером и сделаться для своих детей проводником в информационном мире. Тогда ребенок будет знать, от чего ему отталкиваться. Как мы учим ребенка одевать, простите меня, штаны, так же мы будем учить его правильно сесть за компьютер, правильно включить, правильно скопировать файл, правильно набрать школьное сочинение или реферат в одном из текстовых редакторов. Вот это и есть просвещение.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите. А правда то, что мальчики больше страдают компьютерной зависимостью нежели девочки?

 

ПЕРЕЖОГИН: Ну, точно так же абсолютно правда, как и в отношении той же самой алкогольной зависимости. Мальчики страдают чаще, а у девочек она протекает тяжелее. Все абсолютно то же самое. Я не случайно постоянно возвращаюсь к тому, что зависимости тождественны. Зависимость - это средство уязвимой личности. Зависимость - это псевдокомпенсаторное поведение. Зависимость - это патологическая форма компенсации других проблем, которые существуют у данной личности. И вот из тех 15% личностей, которые имеют шанс получить зависимость, по большому счету, только ряд внешних условий и судьба в какой-то мере распорядится, какую зависимость этот человек получит. У лица, склонного к формированию зависимого поведения, нет, по сути дела, выбора. Если он не окажется в благоприятных условиях, то зависимость сформируется. И, естественно, мы не можем предсказать, какая. Не повезло ему, он попал в компанию наркоманов, он сел на иглу.

 

ВЕДУЩИЙ: Лев Олегович, вынуждена прервать. Время нашей программы подошло к концу. Спасибо вам за советы. Я надеюсь, что они очень пригодятся.