Маяк ПРО

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Живой концерт. Корней

в гостях:

24.09.2013 - О международном конкурсе в области предпринимательства - Global Student Entrepreneur Awards слушать скачать

В России стартовал новый цикл международного конкурса в области предпринимательства - Global Student Entrepreneur Awards. GSEA поддерживает молодых людей, которые только начинают свой бизнес и кому нужны связи и помощь наставников. Конкурс проводится в Москве третий год.

В России стартовал новый цикл международного конкурса в области предпринимательства - Global Student Entrepreneur Awards. GSEA поддерживает молодых людей, которые только начинают свой бизнес и кому нужны связи и помощь наставников. Конкурс проводится в Москве третий год.

 

О том, как он появился в России, и почему был поддержан правительством Москвы, рассказывают заместитель руководителя премии GSEARU Юлия Королёва и финалист GSEA 2012 Дмитрий Юрченко. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гости программы - координатор премии GSEARU Юлия Королёва и финалист этой премии 2012 года Дмитрий Юрченко. Сегодня мы будем говорить о международном молодежном конкурсе в области предпринимательства. Что он дает столице? И вообще, насколько он раскручен? Плюсы, минусы. Вообще он третий год проходит. Значит, уже можно подводить какие-то, даже не промежуточные, а основные итоги. Но основной итог, наверное, то, что какой-то старт людям неординарным, мыслящим современно и не только работающим на хорошую прибыль, но в то же время платящим налоги, зарплаты и так далее. Поэтому у меня вопрос сначала к Дмитрию. Насколько вообще вы себя ощущаете предпринимателем, бизнесменом, дон кихотом, социально ответственным человеком? То есть, что для вас в первую очередь этот проект?

 

ЮРЧЕНКО: Я являюсь социальным предпринимателем. Для меня проект - это в первую очередь мой образ жизни - это все, что вокруг меня есть, это мои друзья, коллеги и самореализация через этот проект. Наш проект - социальный. Поэтому он не может быть полностью о прибыли. Он все же больше о помощи людям. И то, что мы зарабатываем, мы реинвестируем в новые проекты и в то, чтобы улучшить инфраструктуру текущих проектов.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы имеете в виду, что ваш проект, которому уже три года, «Кнопка жизни», он уже вторичен, вы что-то новое придумываете?

 

ЮРЧЕНКО: Нет. Он - первичный. При этом внутри проекта появляется новый субпроект, к приему проект для детей мы сейчас делаем или проект «Волонтер.ру». Мы совместно делаем сейчас портал. Мы получили грант от Nokia. И этот уже субпроект появляется на базе. При этом мы сейчас начинаем входить в кардиомониторинг, то есть уже увеличивается, на текущей инфраструктуре увеличивается либо количество проектов, набор услуг, либо делаем более качественно текущую услугу.

 

ВЕДУЩИЙ: У меня вопрос к вам обоим. Вот сейчас Дмитрий сказал  - волонтеры. Последнее время иногда возникает такое ощущение, что многие социальные прожекты, они именно идут от волонтерства. Они помогают детям-отказникам, они устраивают социальные деревни и так далее. В то же время здесь необходима помощь государства. И вроде как-то о параллели думаешь, они должны где-то пересечься, но пока этой точки вроде как и нет. Помощь от государства, конечно, есть. Иначе бы департамент московский не поддержал эту премию и так далее. Но в то же время вот социально активные люди, они как-то, мне кажется, в этом плане государство обшагивают?

 

ЮРЧЕНКО: У государства есть же люди. Поэтому здесь все взаимосвязано.

 

ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду от политики конкретно в этом направлении?

 

ЮРЧЕНКО: На самом деле всюду все зависит от людей. И политики те же люди. Если политик активен, то он будет активный в социалке тоже. Соответственно мы как предприниматели и тоже в зависимости от того, насколько мы активны, если мы можем достучаться до политиков, даже не до активных, то мы получаем какие-то преференции, если нет, то под лежачий камень вода не течет.

 

ВЕДУЩИЙ: Так, Юлия, а ваша мнение?

 

КОРОЛЕВА: Я согласна с Дмитрием, что если что-то делать, то обязательно найдется отклик и со стороны власти, и со стороны правительства. И Алексей Комиссаров очень активно поддерживает и многие социальные проекты, в том числе и наш проект.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, вот социальный проект, который сейчас представлен в лице господина Юрченко, он вообще одиночный либо есть другие социальные проекты, естественно, непохожие, со своей аудиторией, либо в основном люди рассчитывают на некий другой результат? Я разговаривала с одним молодым человеком, которому немного за 20, и он сказал: я сейчас открываю собственное дело, я хочу к 30 годам жить просто на проценты, то есть просто жить. Вот такой потолок мечтаний.

 

КОРОЛЕВА: На самом деле социальных проектов немного поступает - заявок, но они есть. У нас есть проекты социальных парикмахерских. Причем это даже не московские проекты, а региональные, из Горно-Алтайска. И люди все-таки проявляют социально ответственную позицию. Поэтому сказать, что все исключительно ориентированы на прибыль, я не могу. Есть люди, которые реально, как Дмитрий, рассчитывают на то, чтобы помочь людям в чем-то.

 

ВЕДУЩИЙ: Но в любом случае каждый проект - это как какой-то двигатель прогресса, чего-то нового, который какую-то пустоту заполняет, да?

 

ЮРЧЕНКО: Я могу добавить, победитель прошлого года, Даниил Мишин, у него же тоже социальный проект - хостел, дешевые отели. И здесь на самом деле, вот то, что вы упомянули, человек, который хочет просто отдыхать, здесь уже философия человека затронута, потому что есть предприниматели, дауншифтеры, которые мечтают заработать миллион и отдыхать, а есть предприниматели-спортсмены, которым хочется дальше, выше, сильнее. И вот это настоящие предприниматели.

 

КОРОЛЕВА: В основном у таких людей как раз бизнес дальше и развивается, то есть начинаются новые проекты, новые идеи, новые люди приходят, и к ним все тянется?

 

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, в принципе о предпринимательстве говорят много. И к нам приходили очень часто представители Департамента науки. И иногда получается, вроде есть идеи, есть потенциал, есть деньги, взял кредит, все рассчитал, есть бизнес-план. На каком-то этапе почему-то все валится. То ли не хватает образования, то ли вот тоже такая распространенная взять франшизу и распространить этот опыт? Вот почему,  например, не воспользоваться этим, если есть хороший проект, и его пустить дальше?

 

ЮРЧЕНКО: Не все так просто. На самом деле рассказать, в чем ошибка, вернее, ключей к успеху, их такое множество, что их невозможно перечислить. А есть основные распространенные ошибки. Вот есть три ошибки, которые общепризнанны в мире, которые люди делают. Первая ошибка - это эго людей, когда люди не могут договориться, когда у них бизнес направлен только на то, чтобы потешить себя. Они и в команде не могут ладить, они и клиенту доносят не то, что нужно клиенту, а то, что нужно самому предпринимателю. Второе - это отсутствие фокуса, когда человек распыляется, когда человек и то хочет, и пятое, и десятое, проект не заканчивает, не доводит до точки, берется за другое, следующее. И третье - это финансы. Неумение управлять, неумение привлекать, неумение зарабатывать.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот здесь должен быть все-таки один человек, либо один плюс один, плюс один, команда, либо все время старт-ап - это начинание одного человека?

 

ЮРЧЕНКО: Все опять зависит от философии и мотивации человека. Если человек по натуре одиночка, если ему сложно в команде, то он сделает этот бизнес. Вопрос его масштаба. Потому что если ты хочешь масштабный, большой амбициозный бизнес, то тебе так или иначе придется ладить с людьми, учиться мотивировать людей, учиться их заражать своей идеей. Поэтому, естественно, команда - всегда прочнее и стабильнее. Вот я начал бизнес вместе с моей одногруппницей, с Ириной Линик, и я уверен, что если бы я был один, может быть, чего-то и достиг, но мне было бы намного сложнее, потому что иногда бывают эмоциональные ямы, иногда бывает просто сложно, иногда не хватает компетенции.

 

ВЕДУЩИЙ: Юлия, скажите, вообще идея принести конкурс в Россию, как она возникла, и было ли это тяжело?

 

КОРОЛЕВА: Вообще сам конкурс появился уже более 15 лет назад в Америке, в университете Сент-Луис.

 

ВЕДУЩИЙ: Видимо, поэтому его называют аналогом Оскара, такая престижная премия для бизнесменов начинающих?

 

КОРОЛЕВА: И в 2010 году Сергея Выходцева, руководителя нашей премии в России,  он занимался брендами Инвайт, Велле, «Каша Быстров», его пригласили в жюри на конкурс в Америку. Он приехал туда и увидел, что на конкурсе представлены разные страны. Но там нет России. И он подумал, почему?

 

ВЕДУЩИЙ: За державу обидно, понятно.

 

КОРОЛЕВА: Да. Во-первых, там были даже самые какие-то не особо развитые страны. И он решил, что пора России выходить на международную арену, и привез этот конкурс в Россию. Первый год эта премия проводилась в 2011 году. Наши финалисты вошли в восьмерку сильнейших. С каждым годом у нас все лучше и лучше были результаты. В прошлом году Даниил Мишин вошел в пятерку. А в этом году мы планируем победить.

 

ВЕДУЩИЙ: А можно немножко о проектах, о конкурсантах рассказать поподробней?

 

КОРОЛЕВА: На самом деле поступает очень много абсолютно разных заявок. И приятно, что есть инновационные проекты, то есть проекты, которые не просто купи-продай, какой-то бизнес: интернет-магазины, раньше это были всякие фрилансерские услуги. А есть реально интересные проекты, которые в России новы либо вообще в принципе новые.

 

ВЕДУЩИЙ: Пример какой-нибудь можете привести?

 

КОРОЛЕВА: Ну, вот один из примеров, движение воркаут - может быть, слышали - это  уличный фитнес. Этот проект зародился еще очень давно, еще в университетские годы студентом, и сейчас он его активно продвинул. Там, кстати, тоже пример социального проекта. Там не было никакой идеи заработать денег. Человек просто загорелся этой идеей, сам сначала занялся воркаутом, потом привнес свое, и постепенно все больше и больше людей узнают об этом.

 

ВЕДУЩИЙ: В Москве такие площадки есть, я знаю, мы просто о них говорили тоже.

 

КОРОЛЕВА: Да, да. И с каждым годом больше и больше. Вот у нас рядом с офисом тоже.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вот люди, которые производят как сквозь сито отбор этих заявок, ведь бывает так, что по известному выражению, глаз замылился, и какая-то очень неординарная идея, она почему-то встречает какое-то непонимание, в общем, ее не видят, и у человека могут тоже из-за этого опуститься руки. Это же большая ответственность, кого-то взять на этот конкурс, кому-то сказать, извините, ваша идея не нова, или там просто не интересно или не нужно, приходится же говорить такие вещи?

 

КОРОЛЕВА: Ну, говорить нет всегда надо. Но у нас на самом деле очень компетентное жюри. И это не один человек, который отбирает, а это отбирает целая комиссия, представители и антрепренеры организейшн. Это самое влиятельное в мире и, в том числе, в России сообщество предпринимателей. Это люди, у которых есть уже работающий бизнес, которые знают все тонкости, которые уже не первый год отбирают эти проекты. Поэтому мы можем им доверять.

 

ЮРЧЕНКО: Вот сейчас мы перед передачей обсуждали человека, который в третий раз подает свой проект. И тут, знаете, руки бы опустились. У предпринимателя не могут руки опуститься, иначе он не предприниматель.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, хорошо, убедили.

 

ЮРЧЕНКО: Просеяли через сито, он не согласен. Ну, поди в следующий год, поди еще раз.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вот вы были финалистом. После этого финала для вас что-то изменилось, либо вы как продолжали работать в своем графике, жить своими определенными устоями, либо все-таки пришло признание или, например, предложение где-то распространить ваш опыт?

 

ЮРЧЕНКО: Ну, изменения начались уже в процессе. Соответственно, чтобы подать заявку в конкурс, уже надо посидеть, подумать, вовлечь команду такую же, команду, образующую опыт, когда ты чувствуешь новые возможности, интересы и можно перезагрузиться и посмотреть финансовые модели и еще раз сдать их на оценку жюри. И дальше уже при общении с жюри ты смотришь уже, тебе задают какие-то вопросы каверзные. Ты сам задумываешься, а так ли это на самом деле, а давайте еще раз перечитаем, посчитаем, что нужно доказать.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть в принципе, как защита диплома в институте, да? Вы должны быть готовы к оппонентам и к защите?

 

ЮРЧЕНКО: Ну, это внешняя экспертиза людей, которые уже намного опытней, чем ты. Потом, во время конкурса, мне очень понравилось, знаете, вот есть выражение: «Если простой огурец окунуть в банку с солеными огурцами, то ты станешь соленым огурцом». Также во время конкурса, ребята попадаются такие же, как и ты, их отбирают, и соответственно такое общение с интересными людьми. Это очень качественно. То есть все ребята, которые вошли в финал, они очень достойные, интересные, и мы со многими из них поддерживаем отношения. И для меня еще было очень важно, кроме общения, внимание СМИ, потому что проект у нас все же нацелен на пожилых людей. И мы пока не можем себе позволить рекламу в ведущих СМИ. Но нам повезло, то что представитель Первого канала присутствовал на финале и обратил внимание на выпускников, что все интересные, у всех интересные проекты, и нас пригласили на передачу Малахова. Соответственно там был большой интерес со стороны клиентов, у нас спрос вырос, и со стороны партнеров тоже мы нашли несколько важных партнеров у нас в регионах.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вот что-то новое появляется в конкурсе, либо достаточно стандартные процедуры, то есть отбираем финалистов, они себя как бы позиционируют, защищают свои идеи, и идет там первое место, второе и так далее?

 

КОРОЛЕВА: Мы из тех людей, которые не любят стагнации. Поэтому мы всегда стремимся к чему-то новому. Поэтому в этом году мы ввели онлайн-этап. Люди будут голосовать за лучший проект. И один из проектов у нас будет награжден премией «Лучший проект по мнению зрителей». Плюс финалист этого года едет у нас в Америку представлять Россию, это стандартно. Еще, помимо этого, получает стажировку в американской компании-миллионере для того, чтобы понять, как устроен миллионный бизнес, как нарастить обороты и как сделать так, чтобы твой бизнес быстрыми темпами вышел на новый уровень международный. Плюс в этом году вся премия объединена одной тематикой, мы как раз отбираем проекты, ориентированные на будущее, те, которые сейчас, может быть, еще не признаны. Многие считают, что это сумасшедшие проекты и вообще у них нет никакой перспективности. Но они смотрят в будущее, и это для нас приоритет.

 

ВЕДУЩИЙ: Я согласна по поводу будущего. Здесь была интересная статья.  В Сколково составили такую азбуку вымирающих и профессий будущего. И они сказали, что вот к 2020 году некоторые профессии отомрут, а некоторые появятся, в том  числе ГМО-инженер и какие-то такие профессии, которые кажутся как что-то такое космическое. И какие профессии вымирали. И вот то, что сейчас невозможно представить и возможно, что вот этот проект выстрелит в будущем, это, конечно, здорово. Но мне кажется, надо таким обладать широким кругозором и  как бы читать, что вот это все-таки сработает, а не окажется пустоцветом?

 

КОРОЛЕВА: Согласна. Именно поэтому у нас международная премия. Надо собирать опыт со всех передовых стран, видеть, как там развивается это все, и пытаться выстроить свою стратегию, уже исходя из будущего, то есть не из прошлого.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, вот этот конкурс. Сначала отбираются заявки либо, например, уже, если человек как-то реализовал своей проект, он может уже представить свой продукт, который работает, он тоже может попасть на эту премию, либо это должна быть какая-то просто разработка, идея?

 

КОРОЛЕВА: Нет, как раз у нас принимается уже работающий бизнес.

 

ВЕДУЩИЙ: Сколько должно времени пройти, чтобы он мог участвовать в конкурсе?

 

КОРОЛЕВА: Минимум полгода. То есть это формальные требования, минимум полгода.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть начальный этап, все равно, несмотря ни на что, человек должен пробиваться сам. А это уже просто как дополнительный толчок ему для выхода на мировую арену?

 

КОРОЛЕВА: Да, это помощь. И еще как раз хотела отметить, что многие участники отмечают, что им полезна была менторская помощь. Менторы - это новое слово, очень популярное в России, наставники бизнеса, то есть те люди, которые обладают определенным багажом знаний и опытом, которые могут сократить путь молодого предпринимателя, показав ему, какие он сам делал ошибки, и как их избежать.

 

ВЕДУЩИЙ: Дмитрий, какие ошибки вы сейчас анализируете?

 

ЮРЧЕНКО: Знаете, все ошибки, которые не ведут к летальным последствиям, они закаляют.  Мой бизнес жив, и сложно сказать, что в чем-то была ошибка. Возможно, это был опыт, который нужен был. Одна из ошибок, которые я постоянно допускаю и сейчас, это розовые очки. Это слишком амбициозные планы, слишком большие взгляды на рынок, слишком короткие сроки. Но если бы этого не было, возможно, было бы страшно идти, возможно, было бы не интересно. Поэтому это, с одной стороны, ошибка, а с другой стороны, это сильная сторона. Наши слабые стороны являются сильными, а сильные - слабыми.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а вы знали об этом конкурсе, и у вас изначально уже была такая идея где-то, я вот хотел бы поучаствовать, либо вы не знали, и если узнали, то как это произошло?

 

ЮРЧЕНКО: Ну, я мониторил стартаперскую тематику предпринимательства, она мне просто очень нравится, и все новинки. Соответственно я узнал о конкурсе через интернет, и я не долго думал: подавать, не подавать.

 

ВЕДУЩИЙ: Много у вас времени заняло? То есть никакой там нет бюрократизации, никаких ненужных барьеров, то есть, насколько это вообще прошло у вас легко и безболезненно?

 

ЮРЧЕНКО: Это прошло, знаете как. Вот мы сейчас общаемся, вы задаете вопросы, я отвечаю. Там единственный недостаток, что нужно об этом писать. Там вопросы нужно писать. Нужно взять и посчитать, еще эксельку - табличку приложить. И, к примеру, потом, когда мы уже готовились к финальной презентации, мы там уже всей командой садились и делали эту презентацию, спорили, корректировали. С одной стороны, это дополнительная сложность бизнеса, зачем это нужно, а с другой стороны, это сплочение команды и можно получить от этого удовольствие.

 

ВЕДУЩИЙ: Если учитывать, что Россия - совершенно громадная территория, вот вы можете ставить изначально на какую-то идею из каких-то регионов определенных, например, Сибирь либо Питер, наукограды, кстати, как вообще там? Участвует молодежь, либо наукоград - это просто носит название, они живут там своей жизнью, что-то внедряют, что-то выпускают, но при всем при том они неизвестны?

 

КОРОЛЕВА: Нет. Как раз очень много проектов приходит из регионов, даже больше, чем московских заявок.

 

ВЕДУЩИЙ: Я так и подумала.

 

КОРОЛЕВА: Потому что ребята очень хотят влиться в эту атмосферу, хотят тоже получить какие-то контакты, связи. Плюс даже приходят предложения о сотрудничестве из ВУЗов. Вот из Тюменского университета, из Уральского недавно пришла заявка.

 

ВЕДУЩИЙ: А какая награда ждет победителей, помимо того, что о них в принципе узнал весь мир?

 

КОРОЛЕВА: Победитель. Первое место - едет в Америку представлять Россию и занимает первое место.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть уже просто все, это не обсуждается?

 

ЮРЧЕНКО: Я могу ставить пять копеек. На самом деле у многих предпринимателей есть жажда заработать, в том числе, получить деньги от какого-нибудь конкурса. Это большая ошибка. Деньги, они не настолько важны. Вот если ты победил в конкурсе, если ты доказал, что ты один из самых лучших, к тебе деньги придут. За тобой будут ходить инвесторы, ты быстрее их найдешь. Это немонитизированный, с одной стороны, ты их не чувствуешь, но эффект, он очень быстрый. К нам звонили инвесторы сами, мы не ходили не спрашивали контакты, нам уже звонили.

 

ВЕДУЩИЙ: Это да, предсказуемо, конечно.

 

КОРОЛЕВА: Плюс, на самой премии, которая у нас пройдет 10 октября во «Флаконе», там будут присутствовать инвесторы, с которыми можно будет пообщаться. И для этого будет выделено даже специальное место, где можно обсудить любые идеи, предложить инвестору.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, а возраст какой? У вас есть ограничения? Либо, например, вдруг гениальная идея придет в голову какому-нибудь пенсионеру на грядке, и он тоже захочет поучаствовать?

 

КОРОЛЕВА: У нас молодежная премия, поэтому до 30 лет.

 

ВЕДУЩИЙ: А вы не планируете расширить, потому что действительно предпринимателями становятся в более солидном возрасте?

 

КОРОЛЕВА: Мы наоборот планируем сузить.

 

ВЕДУЩИЙ: Сузить?

 

КОРОЛЕВА: Да.

 

ВЕДУЩИЙ: Так. И до какого возраста?

 

КОРОЛЕВА: Студенты. Мы очень хотим, чтобы наши студенты параллельно и учились…

 

ВЕДУЩИЙ: То есть до 24 максимум получается? А если студент-вечерник?

 

КОРОЛЕВА: Тоже подходит.

 

ВЕДУЩИЙ: Но вечерник возрастом поболее?

 

КОРОЛЕВА: Главное, чтобы он совмещал учебу и бизнес. То есть это реально в Америке и во всем мире, это норма.

 

ВЕДУЩИЙ: А девушки, женщины, они представляют свои какие-то бизнес проекты либо в основном все-таки это прерогатива мужчин?

 

КОРОЛЕВА: В основном прерогатива мужчин, но появляются и девушки. И как раз недавно наш американский коллега, который выиграл в прошлом году премию, он сказал, что пора уже и девушкам делать бизнес.

 

ЮРЧЕНКО: В прошлом году девушка заняла второе место.

 

ВЕДУЩИЙ: В чем ее был проект, какой?

 

ЮРЧЕНКО: У нее спутниковые системы для тракторов, которые помогают при уборке урожая и при посеве более точно распределять, например, при посеве скорость и количество семян, которые вкладываются в землю.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, интересно. А вот азы бизнеса, насколько вообще они важны вот здесь, либо здесь, как говорится, генетика, дал бог такую коммерческую предпринимательскую жилку, вот, пожалуйста?

 

ЮРЧЕНКО: Мое мнение такое, что да, предприниматели, у них есть все равно уже что-то от бога, от семьи. При этом все равно предпринимательству можно учить. И здесь как раз цель конкурса обратить внимание на молодежное предпринимательство, потому что у нас реально выпускники мечтают пойти в госчиновники, хотя это тоже предпринимательский подход, потому что они считают, что там денег много. А цель конкурса - показать, что, ребята, можно не идти в бюрократизированные кабинеты, а быть самому себе хозяином, и не нужна золотая ложка на пенсию. Можно уже сейчас быть тем, кем ты хочешь быть. Посмотри, вот Вася может, Петя может, вот Дима может. И это ребята, которых признают на высшем уровне в России, зовут на конкурс и увозят в Америку представлять Россию. 

 

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, я благодарю за то, что вы пришли сегодня к нам на программу. Я желаю вам процветания, не делать  ошибок, а вам очень интересных проектов.

00:00
00:00
</>