Пульт личности

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Любимая музыка Игоря Ружейникова

скоро в эфире

20.06.2013 - О плюсах и минусах крупных общеобразовательных комплексов слушать скачать

В Москве создают образовательные комплексы. Власти считают, что объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В таких комплексах предусмотрено и дошкольное образование.

в гостях: Елена Чернобай

В Москве создают образовательные комплексы. Власти считают, что объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В таких комплексах предусмотрено и дошкольное образование. О плюсах и минусах крупных общеобразовательных комплексов и переходе на федеральный государственный образовательный стандарт начальной и основной школы рассказывет директор НИИ столичного образования Елена Владимировна Чернобай. Ведущий - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - директор НИИ столичного образования Елена Чернобай. Говорить будем о создании крупных общеобразовательных комплексов и о переходе на федеральный государственный образовательный стандарт начальной и основной школы. В принципе СМИ об этом достаточно долго писали, потому что очень много противоречивых полярных мнений. С одной стороны, в разработке стратегии, я так понимаю, принимали участие и педагоги, которые тоже высказывали свою точку зрения. И я хотела бы упомянуть еще Александра Кондакова. И в его адрес было все-таки достаточно много нелестных слов. Его упрекали в том, что так как он руководил созданием вот этих образовательных стандартов, критика какая была, что эти стандарты - противоречивы, нечетко написаны и для их реализации нет ресурсов.

 

ЧЕРНОБАЙ: Действительно, тема федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на сегодня очень спорная, актуальная. И, наверное, только ленивый не говорит сегодня на эту тему. Хочется верить, что все те, кто общаются между собой, они не равнодушны к этой проблеме. Дело в том, что любой документ можно критиковать, конечно, и стандарт начальной школы, и стандарт основной школы. Это критикуемые документы. В частности, к стандарту начальной школы вышло уже несколько изменений к приказу, которые, скажем так, несколько совершенствуют вот этот документ - изменения, касаемые образовательного процесса, урочной, внеурочной деятельности учащихся. В любом случае все новое, оно критикуемо. Но все-таки новый федеральный государственный образовательный стандарт - это стандарт нашего нового государства. То есть, если мы говорим о всех нормативных документах, которые действовали до этого стандарта, то те нормативные документы в системе образования, они были направлены на то, чтобы формировать знаниевую парадигму, сумму знаний, систему знаний у учащихся. Новый стандарт, он ключевой позицией определяет новые образовательные результаты. Какие новые образовательные результаты? Наряду с предметными, то есть те результаты, которые формируются по отдельным предметным областям, еще и две группы результатов. Такие, как личностные результаты и метопредметные результаты.

 

ВЕДУЩИЙ: Метопредметные результаты, о них хорошо господин Ямбург говорил. Личностые. Но разве никогда не было целью у педагога добиться вот этих личностых результатов учеников? Мне кажется, это тоже одна из главных задач была. Почему же они новые?

 

ЧЕРНОБАЙ: Скорее всего - было. Но дело в том, что сейчас поменялись ценностные установки. В большей степени сейчас приоритеты расставляются на аспектах социализации, на формировании, такое новое модное слово как гражданская идентичность, то есть сопричастность себя к своему государству. И еще раз говорю, результатом прежнего традиционного образовательного процесса являлись знания, сумма знаний. Сейчас само по себе знание, оно, конечно, актуально и нужно, но знание только тогда актуально, когда ребенок умеет использовать его в конкретной жизненной практикоориентированной ситуации.

 

ВЕДУЩИЙ: Соглашусь, да. То есть получается, что у нас раньше дети учились оторванным от жизни, то есть им вдалбливали какие-то ненужные, там химия, физика, которая гуманитариям не была нужна, но она была для общего развития? В принципе это самый такой упрощенный вариант критики к этим новым стандартам. А теперь говорят, поправьте меня, если я неправильно понимаю информацию, что новый стандарт, например, для старшеклассников, не 15 предметов, а 6. Это русский язык и литература, они объединенные, иностранный язык, математика, история, физкультура и ОБЖ, плюс выбранные по желанию три дисциплины и индивидуальный проект. Это новые стандарты тоже включают?

 

ЧЕРНОБАЙ: Это, скажем так, формирование индивидуальной образовательной траектории старшеклассника, где упор делается не только на инвариантностную часть, то есть обязательную для изучения, но и на вариативную часть. Там, где учащийся в соответствии со своими уже складываемыми профильными интересами может определиться и с профилем обучения, и с дальнейшей своей профессиональной ориентацией.

 

ВЕДУЩИЙ: По поводу дальнейшей профессиональной ориентации, не знаю, мне кажется, это немного притянуто за уши, потому что у меня дети тоже заканчивали школу, которые осознавали, что они хотят. Все равно на это влияет профессия родителей, чем они занимаются, и какие знания они тоже предлагают своему ребенку. Бывает так, что мальчик или девочка одинаково хороши и по техническим предметам, и по гуманитарным. Вот мы тоже своего водили специально, знакомая советовала, при МГУ есть помощь в профориентации. Там компьютерное тестирование, потом психолог разговаривает и выявляет какие-то тенденции, что лучшее у этого ребенка можно раскрыть и куда пойти. Но все равно, мне кажется, что вот подросток в массе своей, он до конца не понимает, чем он хочет заниматься, и что у него лучше получается. Например, ему нравится музыка, и он хочет выбрать ее своим занятием, а на самом деле это просто хобби. Ну, такое дилетантское, возможно, мнение.

 

ЧЕРНОБАЙ: Дело в том, что новый стандарт предполагает реализацию в целом учебного процесса, образовательного процесса через два направления. Это через урочную деятельность. Собственно, в традиционной школе, согласитесь, наверное, со мной, что у нас основным образовательным форматом был только урок. А сейчас по новому стандарту учебный процесс строится через урочную деятельность и внеурочную деятельность. То есть внеурочная деятельность в новом стандарте, рамка установлена до 10 часов внеурочной деятельности. Поэтому ребенок может выбрать в соответствии с направлением - спортивно-оздоровительное, культурно-просветительское, познавательно-интеллектуальное направление - какие профили ему будут более удобны. И получать эти внеурочные занятия за бюджет, то есть бесплатно, потому что сейчас очень частая трактовка, что внеурочная деятельность, она каким-то образом дополнительно оплачивается.

 

ВЕДУЩИЙ: А вот достаточное количество часов для внеурочной деятельности и для тех уроков, которые остались как обязательные?

 

ЧЕРНОБАЙ: Для внеурочной деятельности - это более чем достаточное количество времени. Допустим, практика стандарта начальной школы, которая второй год реализуется в обязательном порядке, и небольшая практика на сегодня стандарта основной школы, которая реализуется по мере готовности, показывает, что если в начальной школе в среднем, мы берем данные федерального мониторинга по нашей новой школе, значит, выбирается где-то до 8 часов,  то основная школа - это уже рамка до 5 часов. Про старшую школу говорить сложно, потому что стандарт старшей школы только с 1 сентября 2013 года будет реализовываться по мере готовности.

 

ВЕДУЩИЙ: По поводу начальной школы в принципе отзывы, насколько я знаю, неплохие. Там действительно учителя прошли переподготовку, насколько чиновники от образования предоставляют эту информацию. Московские школы оснащены интерактивными досками. И там действительно мальчики уже умненькие, они вот эти знания могут действительно претворять в жизнь. Мне кажется, к начальной школе, возможно, нет каких-то претензий. Но при всем, при том говорили, что не будут сокращать учителей, будут их переобразовывать, то есть нацеливать на освоение этих новых знаний и дальнейшую передачу их своим ученикам. Но в то же время сокращают дефектологов и психологов. А они детям нужны, и в школах они нужны. А на них ставят крест в прямом смысле.

 

 

ЧЕРНОБАЙ: Мне сложно сейчас комментировать ситуацию, потому что у меня, допустим, данных нет каких-то количественных по поводу сокращения дефектологов, логопедов и так далее. В любом случае по новому стандарту в основе основной образовательной программы, это такой ключевой документ по новому стандарту, на каждой ступени, то есть на начальной ступени, на основной ступени, на старшей ступени, в основе этой основной образовательной программы есть программа коррекционной работы. И вот эту часть программы коррекционной работы, конечно, с использованием ресурса логопедов, дефектолов, можно достаточно удачно разработать. И не секрет, что сейчас достаточно немало детей в классах, которым требуется помощь логопедов и дефектологов. В этой связи в ряде школ создают логопункты, где как бы ресурс логопедов и дефектологов концентрируется, и онклюзивное образование, которое достаточно сейчас актуально, и учителям, работающим в общеобразовательной школе, в общеобразовательных классах, им необходима такая помощь. И я думаю, что как раз логопеды и дефектологи - это, скажем так, та неотъемлемая часть кадрового ресурса, которые решают задачи системы образования.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот по поводу стандартов. Наверное, они, естественно, должны корректироваться. Тем более у нас жизнь - стремительная, прогресс налицо. Вот поводу создания крупных общеобразовательных комплексов. Связана ли эта идея либо это другой совершенно вопрос с тем, что уже школы начали наши объединяться?

 

ЧЕРНОБАЙ: Связано с чем?

 

ВЕДУЩИЙ: С объединением школ. Вот несколько школ в одном районе, их объединяют. И этот как раз влияет на создание вот этих комплексов, правильно?

 

ЧЕРНОБАЙ: Можно уточнить формулировку саму вопроса? То есть вопрос касается объединения школ, располагающихся рядом, в крупный образовательный комплекс?

 

ВЕДУЩИЙ: Да. Это автоматически влечет за собой, что они будут вот этими как раз крупными комплексами, или это просто объединение школ другая идея?

 

ЧЕРНОБАЙ: Нет. Сейчас действительно в Москве тенденция и не только тенденция, а уже целый процесс, и есть уже первые результаты, объединения школ в крупные образовательные комплексы. Если мы зададимся вопросом, вообще что такое крупный образовательный комплекс, что под этим понимать, то ответ может быть такой, что это образовательное учреждение, которое способно обеспечить жителям микрорайона весь спектр образовательных услуг и образовательных программ для удовлетворения любого интереса, любого потребителя и возможно даже в большей степени. Сейчас в прессе очень много разговоров по поводу крупных образовательных комплексов, объединения школ в эти комплексы. Но дело в том, что как-то, может быть, пресса акцентирует внимание на том, что это - самоцель. Ни в коем случае. Создание крупного образовательного комплекса - это не самоцель, а это средство обеспечения жителей микрорайона различным спектром, широким спектром образовательных услуг и соответствия удовлетворения разных образовательных потребностей. То есть крупный образовательный комплекс - это внутри школы, это и детский сад, это и, возможно, в составе него учреждения дополнительного образования и, возможно, даже в составе этого комплекса и коррекционная школа.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, кто принимает решение об объединении этих школ?

 

ЧЕРНОБАЙ: Решение об объединении школ принимается на Совете трудового коллектива и на управляющем совете.

 

ВЕДУЩИЙ: А мнение родителей здесь учитывается?

 

ЧЕРНОБАЙ: А управляющий совет - это и есть родители. Ну, не в полном составе, конечно, но это достаточно большая часть  родителей. Управляющий совет - это и родители, и кооптируемые члены, то есть приглашенные, общественность, это и учителя, и психологи, и те же самые логопеды, и учащиеся. Участвуя в заседании управляющего совета, они принимают либо не принимают решение о таком объединении.

 

ВЕДУЩИЙ: Если же этого не происходит, и директор ставит родителей перед фактом: вы знаете, мы объединяемся, я вас поздравляю?

 

ЧЕРНОБАЙ: Если такая ситуация возникает, то это, конечно, неправомерные действия со стороны директора. И родители вполне могут, естественно, оформить свое возмущение в виде жалобы или письма в органы исполнительной власти - Департамент образования города Москвы. Каждый месяц в Москве проходят городские родительские собрания. Проводит их Департамент образования. Проходят они в разных округах, на базе разных школ. И вот последнее было посвящено теме «Что мы ждем от московской школы завтра». Я была сама на этом собрании. И прозвучало достаточно много вопросов, связанных с крупными образовательными комплексами. Но еще раз прозвучала та линия, которую реализуют наши органы исполнительной власти - Департамент образования, это то, что для объединения в крупные образовательные комплексы необходимо согласие трудового коллектива в виде оформленного документа и согласие управляющего совета. Поэтому все остальные действия являются неправомерными.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот эта программа для крупных образовательных комплексов - это будет тоже стандарт, или же вот эти комплексы, они могут варьировать и что-то свое добавлять?

 

ЧЕРНОБАЙ: Нет. Федеральный образовательный государственный стандарт, фактически мы можем назвать его законом, в соответствии с которым на новые стандарты обучения для формирования новых образовательных результатов все школы России, все субъекты Российской Федерации, вот начальная школа, мы уже с вами сказали, с 1 сентября 2011 года перешла, основная школа будет переходить в обязательном порядке на стандарт с 1 сентября 2015 года, ну и далее старшая школа. То есть это два процесса, невзаимоисключащий процесс, то есть федеральный государственный образовательный стандарт - это федеральная деятельность. Но, естественно, что она включает в себя и деятельность региональных уровней, муниципальных уровней и так далее. Создание крупных образовательных комплексов - это тот процесс, который сейчас реализуется в Москве, я уже сказала, с целью удовлетворения разных образовательных потребностей жителей микрорайона, процесс мегаполиса.

 

ВЕДУЩИЙ: Мега, крупный - все это подразумевает  то, что этот комплекс должен быть большим. Эти школы. К ним будут пристраиваться новые корпуса. Если, например, между школами, которые объединяют, достаточно расстояние большое. Что, ученики будут бегать по урокам между этими зданиями?

 

ЧЕРНОБАЙ: Здесь я хотела бы по поводу расстояния сделать вот такой акцент, что Департамент образования города Москвы при рассмотрении совместных предложений от государственных образовательных учреждений города Москвы особо уделяет внимание их территориальному расположению и шаговой доступности в отношении друг друга.

 

ВЕДУЩИЙ: Логично.

 

ЧЕРНОБАЙ: В случае нахождения образовательных учреждений, подавших документы на реорганизацию, на удаленных расстояниях друг от друга Департамент образования осуществляет рассмотрение таких предложений только при аргументированном описании целесообразности вот такого объединения. Либо это школы, которые владеют такими ресурсами, кадровыми ресурсами, материально-техническими ресурсами, учебно-методическими ресурсами, которых, допустим, нет в другой школе. Будет, скажем так, прорабатываться вопрос перемещения этих детей в другое здание. Но так как очень многие школы Москвы, практически все, хорошо оснащены материально-технически, поэтому вот рассредоточенность, распределенность этого ресурса фактически в пределах одного здания существует.

 

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Нацеленность на результат. Замечательно. Опять-таки этот результат будет зависеть от учителей. Во многом наши учителя, несмотря на то, что они проходят какую-то переподготовку, нельзя сказать, естественно, что их работа - какая-то рутина. То есть, если человек нацелен на результат, он должен искрить, это очень тяжело каждый день приходить в класс и искрить, и зажигать. Какими методами вы попытаетесь учителей на это нацелить, потому что все-таки не хватает у нас педагогов. Конкурс в педагогические ВУЗы на некоторые специальности по-прежнему невысок, и кадровый голод, он есть?

 

ЧЕРНОБАЙ: То есть, как будет готовиться учитель в новых условиях, да?

 

ВЕДУЩИЙ: Да.

 

ЧЕРНОБАЙ: Спасибо за вопрос. Я ждала его, потому что многие вопросы, касающиеся финансов, подвоза и так далее, они к научно-исследовательскому институту имеют отношение, конечно, в меньшей степени. Наш институт занимается вопросами развития системы дошкольного, общего образования именно вот в плане разработки научно-методических подходов, подготовки учителя. Очень хотелось мне еще раз подчеркнуть, что новый стандарт, может быть, я не сказала об этом в первой части диалога, он предполагает обучение в деятельности и через деятельность, обучение учащихся в деятельности. То есть учащиеся погружаются в различные учебные ситуации, решают проблемные задачи и таким образом используют то знание, которое у них уже сформировано, а сейчас источников знания - огромное множество - и интернет, и различные гаджеты, и пособия, и книги. То есть учитель на сегодня - это не единственный источник знаний, как это было раньше в традиционной школе. То есть для того, чтобы подготовить такого ребенка, для того, чтобы спланировать грамотно учебный процесс через деятельность и выйти на новый результат, то есть когда ребенок умеет это знание использовать в конкретной практической жизненной ситуации, конечно, нужен и другой учитель. И меняются сегодня не только ценностные установки учителя, но и меняются подходы к его подготовке. То есть, если говорить о системе повышения квалификации, то на первый план выходит деятельностный характер повышения квалификации. То есть когда учителя уже не просто сидят на курсах и не только на курсах, а через мастер-классы, через различные тренинги обмениваются опытом. Кстати, вот в этих крупных образовательных комплексах очень большие возможности для взаимодействия, для вот такого эффективного педагогического взаимодействия учителей, когда они друг к другу ходят на уроки, когда они смотрят уроки по разным профилям обучения, когда учителя школы могут прийти в структурное подразделение крупного образовательного комплекса, допустим в дошкольные учреждения, и побывать на занятиях дошкольников. Педагоги дошкольного образовательного учреждения приходят на уроки к учителям. Если мы говорим о подготовке будущих учителей, то на сегодня уже высшая школа имеет новые стандарты, стандарты третьего поколения. И эти стандарты, они построены примерно по той же самой структуре, как и стандарты общего образования. И, естественно, что будущий учитель должен быть уже готов к тому, что перед ним будет сидеть учащийся, готовый задать ему самые сложные вопросы, вопросы практикоориентированные, учащийся, который умеет владеть разными техническими средствами обучения. И нужно правильно направить его, в нужное русло, учащийся, который сидит перед большой системой информации, называемой интернетом, и нужно правильно обучить его стратегии поиска в этой сети интернет.

 

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что они уже умеют пользоваться интернетом, их даже учить не надо.

 

ЧЕРНОБАЙ: Их надо учить использовать ту информацию, которую они берут из этого интернета. Вот здесь учительский навык, профессиональный навык, он очень важен. И обучение и будущих учителей в деятельности, в различных деятельностных ситуациях, и учителей, которые проходят повышение квалификации и переподготовки, на сегодня это очень важный момент, и научные подходы, научно-методические подходы приходится перестраивать. То есть разрабатывать методические рекомендации для того, как работать по новому стандарту, как выстраивать уроки, этот процесс был ориентирован на получение новых результатов, как работать в информационно-образовательной среде образовательного учреждения.

 

ВЕДУЩИЙ: Я все это понимаю. Вот я слушаю у вас, и у меня прямо такая очень идиллическая картинка выстраивается, но на самом деле, если бы у меня дети не учились в школе и мама не была бы преподавателем, я бы в это больше поверила.

 

ЧЕРНОБАЙ: У меня тоже ребенок учился в школе.

 

ВЕДУЩИЙ: Да. Потому что не все так гладко получается, даже этим слиянием. Естественно, всегда были дети слабые, дети сильные, дети-лидеры, дети-аутсайдеры, дети, которым нужны дефектологи. И вот насколько это будет соседство, и насколько учитель будет готов к такому соседству, и уделять внимание, и раскрывать индивидуальности каждого ребенка, это большой вопрос?

 

ЧЕРНОБАЙ: Вот как раз новый стандарт, он и делает акцент на индивидуализацию обучения.

 

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю. Но мне кажется, должно пройти столько времени, чтобы, во-первых, у учителя это хорошо закрепилось на корочке и чтобы он смог этим воспользоваться и довести до детей.

 

ЧЕРНОБАЙ: Согласна с вами совершенно, но здесь хотела бы немножко поправить, что сначала  нужно поменять подходы к подготовке будущего учителя, то есть к подготовке студента внутри педагогического  ВУЗа, потому что, если наши педагогические ВУЗы заведомо будут поставлять школе тех учителей, которых сразу надо переучивать с первого года, согласитесь, что на это уйдет времени намного больше. То есть первый момент - это изменение подходов к подготовке будущих учителей в ВУЗе, с ориентацией на то, что они сумеют работать по новым стандартам, в соответствии с новыми требованиями, в соответствии с получением новых образовательных результатов и так далее. Далее. Второй момент - это сама методическая служба внутри школы, которая сопровождает - педагоги-наставники, которые могут быть приставлены к молодым учителям, работа школьных методических объединений. И третий, конечно, момент - это система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которая тоже на сегодня должна поменяться, уйти от лекционно-семинарского подхода к занятию и прийти через проектные группы учителей, через решения, через подготовку проектов профессиональных, через решение каких-то практических задач, через семинары-консультации, через экспертирование. То есть у учителя необходимо формировать на сегодня еще и экспертные функции для того, чтобы он умел оценить новую ситуацию.

 

ВЕДУЩИЙ: Скажите, достаточно, в том числе и вашей организацией, разработано вот этих документов, программ, чтобы учитель мог почитать и как-то более цивилизованно во все это вникнуть? Либо пока таких документов, программ не достаточно? То есть вот эта разработка, она на какой стадии?

 

ЧЕРНОБАЙ: Скажем так, на федеральном уровне мы имеем сегодня - это стандарт, если мы говорим о начальной школе, это 30 страниц текста, если мы говорим об основной школе, это 45 страниц текста. И к нему примерную основную образовательную программу, методические рекомендации по разработке этой программы. А дальше, когда учитель попадает на урок, когда ему нужен совершенно новый дидактический инструментарий, вот такого материала на сегодня, конечно, очень мало. И задача нашего института, мы ее уже реализуем, вот на 2013 год, работая в формате государственного задания, запланировали 38 научно-методических работ, которые посвящены и разработке, и методических рекомендаций по моделям перехода на стандарт в условиях разных школ, типов школ, в условиях крупных образовательных комплексов, в условиях школ с, может быть, какими-то меньшими ресурсами. Далее. По технологии подготовки урока в современной информационно-образовательной среде, по различным схемам анализа урока в соответствии с требованиями стандарта, по управленческим механизмам, то есть для директора, для административных команд, по финансово-экономическим механизмам перехода на новый стандарт и работы вот в таких крупных образовательных комплексах.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть, упрощенно говоря, вы должны написать все это, разжевать и донести. Но должно быть написано очень внятно, доходчиво?

 

ЧЕРНОБАЙ: Конечно.

 

ВЕДУЩИЙ: Потому что я знаю, что есть такие методички, когда читаешь их и думаешь, боже мой, кто это писал и для кого.

 

ЧЕРНОБАЙ: Совершенно с вами согласна. То есть сейчас задача научной организации выдавать такой продукт, который был бы востребован в виде методических рекомендаций, в виде каких-то там аналитических обзоров. То есть такой продукт, который могла бы либо школа, образовательное учреждение, либо учреждение повышения квалификации, взять и по нему работать, поняв, о чем там написано, и увидев там прогнозируемый результат.

 

ВЕДУЩИЙ: Елена Владимировна, хотелось бы опять вернуться к школам. Их у нас в Москве очень много, есть просто лидеры, есть опять-таки аутсайдеры и есть сильные. И, конечно, каждый родитель хочет ребенка повести в сильную школу, к сильным преподавателям. Вот что будет со школами, которые попали в список неэффективных, есть такой список, и которые хотят упразднить, на них поставят черный крест или что-то с ними сделают?

 

ЧЕРНОБАЙ: На них никто никакого креста ставить, конечно, не будет, потому что задача, скажем так, поднять эту школу, подтянуть ее до планки более высокого уровня, более высокого этапа. И вот как раз процесс объединения в крупные образовательные комплексы, он и, в том числе, и будет способствовать, чтобы такая школа, может быть менее сильная школа, подтягивалась до уровня сильной. Почему школа слаба? Можно задать параллельный вопрос. Там, возможно, недостаточный кадровый ресурс, то есть недостаточный в профессиональном плане кадровый ресурс, там, возможно, не развита материально-техническая база, и поэтому в условиях крупных образовательных комплексов учителя менее сильной школы могут взаимодействовать, ходить на уроки, учиться, подтягиваться до уровня сильного кадрового состава. Значит, слабая материально-техническая база вот этой школы, она выиграет за счет использования ресурса более сильной школы в материально-техническом плане: цифровые лаборатории, спортивные залы, бассейны, различные тренинговые классы и так далее.

 

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Но если дети из более слабой школы пойдут в более сильную, куда на это время будут уходить школьники из более сильной школы, в менее подготовленную и там чем-то заниматься? Сколько будет ребят в одном школьном образовании одновременном?

 

ЧЕРНОБАЙ: В смысле в одном крупном образовательном комплексе?

 

ВЕДУЩИЙ: То есть как это будет регулироваться?

 

ЧЕРНОБАЙ: Мы же с вами сейчас в рамках этого вопроса не приравниваем: одни крупный образовательный комплекс равно одно здание?

 

ВЕДУЩИЙ: Естественно, нет.

 

ЧЕРНОБАЙ: Допустим, на северо-западе  Москвы, там достаточно много уже на сегодня крупных образовательных комплексов. И есть такие, которые насчитывают, допустим, около четырех тысяч обучающихся. В одном крупном образовательном комплексе 9 зданий. Если я не ошибаюсь, я могу, конечно, ошибиться, но примерно скажу. Четыре здания школ и пять зданий детских садов, то есть это четыре тысячи обучающихся.

 

ВЕДУЩИЙ: То есть там нет такой проблемы с загруженностью?

 

ЧЕРНОБАЙ: Загруженности чего?

 

ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду, загруженности мальчиками, девочками, вот этими учащимися? То есть как там организована работа по часам, чтобы в этом комплексе вот это функционировало, давало результаты и шло нормальное обучение? Вот у меня пока не укладывается в голове вот это?

 

ЧЕРНОБАЙ: В любом случае в основе деятельности образовательного учреждения, в основе основной образовательной программы лежит учебный план, учебный план, который коррелирует действия, регулирует потоки обучающихся в соответствии с выборными предметными областями.

 

ВЕДУЩИЙ: И как эти потоки могут влиться еще со стороны, чтобы делиться опытом, то есть обмениваться опытом? Вот что я еще имею в виду.

 

ЧЕРНОБАЙ: Происходит обмен кадрового ресурса. Учителя, работающие, условно говоря, вчера в школе № 135, сегодня берут классы либо приходят в классы и обучают детей из школы там под № 178. То есть обмен кадрового ресурса, еще раз обмен материально-технической базы. То есть не просто обмен, а использование, использование на общем поле всех, всего количества и всех компонентов этих ресурсов, то есть кадровый ресурс, материально-технический ресурс, учебно-методический ресурс в виде библиотек, информационно-методических центров, медиатек, компьютерных классов и так далее.

 

ВЕДУЩИЙ: Вы как директор НИИ столичного образования занимаетесь,  наверное, и профессиональным обучением, то есть тех ребят, которые идут на какие-то рабочие специальности?

 

ЧЕРНОБАЙ: Нет, научно-исследовательский институт занимается разработкой, то есть это институт, где работают научные сотрудники с самыми разными степенями, разных уровней, категорий, и они занимаются разработческой деятельностью, то есть разрабатывают методические материалы, научно-методические материалы.

 

ВЕДУЩИЙ: Не только для школ, но  для училищ, правильно я понимаю?

 

ЧЕРНОБАЙ: Нет. Только для системы общего образования и дошкольного образования.

 

ВЕДУЩИЙ: Хотелось бы опять вернуться к новому стандарту. Какое отношение у учителей и у ребят к предмету «Основы религиозных культур и светской этики», насколько это востребовано?

 

ЧЕРНОБАЙ: Знаете, отношение самое разное, конечно, отношение самое разное. Но в чем плюсы этого проекта. В первую очередь - это культурологический курс. Это ни в коем случае не религиозный курс, где у учащихся формируются какие-то религиозные вкусы, а это курс в первую очередь культурологический. Это формирование вот этой ценностной основы, формирование толерантности, как сейчас модно говорить, то есть терпимости к другим конфессиям, к другим религиозным вероисповеданиям. Это вот задачи и цели этого курса. И в Москве, на мой взгляд, поступили достаточно лояльно, когда предоставили возможность выбрать все модули, то есть не было никаких ограничений, что надо выбрать только «Основы православной культуры» или «Основы светской этики», или еще какой-то другой курс. Есть такие даже прецеденты, когда один человек выбрал один курс, допустим, «Основы иудейской культуры», пять человек выбрали «Основы буддистской культуры», 1200 человек выбрало, в общей сложности, «Основы православной культуры». Выбирают курс, конечно, не дети, а родители, естественно, наверное, посоветовавшись со  своими детьми дома. И вот формирование вот таких ценностных установок, оно сейчас очень важно в нашем неспокойном с точки зрения религиозной окраски обществе.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот эти новые стандарты, для старшей школы я сейчас имею в виду, насколько они приветствуются ВУЗами?

 

ЧЕРНОБАЙ: Вот здесь ситуация очень сложная. Очень хороший вопрос, интересный. Но дело в том, что на сегодня временная разница между стандартами старшей школы, мы назовем так условно, общего образования и стандартами высшего профессионального образования, как ученые подсчитали, порядка 10 лет. То есть стандарты общего образования, куда входит и старшая школа, они опережают в своем содержании, в своем ценностном потенциале, в своих установках, в своих результатах, на которые может быть нацелено обучение по этим стандартам, они опережают стандарты высшей школы. Поэтому вот здесь вот роль науки, которая должна скорректировать процесс обучения студентов, то есть будущих учителей, по нынешним новым стандартам третьего поколения высшего образования, там постоянно принимаются какие-то изменения, коррелировать процесс и обязательно учитывать ту ситуацию, что учитель, которого они подготовят в высшей школе, завтра закончит институт, университет и придет работать в школу. А  там стандарты общего образования. То есть эти подходы обязательно нужно учитывать при подготовке студентов.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, Елена Владимировна, время нашей программы подошло к концу. Спасибо за разъяснения, потому что некоторые моменты мне действительно были непонятны.