Много букв

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Отрывки из «Евгения Онегина» и многое другое (читает Иосиф Райхельгауз)

скоро в эфире

01.03.2013 - Как обеспечены электричеством жители новой и старой Москвы? слушать скачать

В центре столицы будут модернизированы 8 из 13 высоковольтных подстанций. Только одна из них - "Маяковская" - обеспечивает электроэнергией десятки социально и экономически значимых объектов, например: ОАО "Трехгорная мануфактура", торговые центры "Охотный ряд" и "Смоленский", гостиницы "Москва" и "Мариотт Гранд", жилые комплексы в районе Арбата. Занимается этим ОАО "Московская объединенная электросетевая компания".

В центре столицы будут модернизированы 8 из 13 высоковольтных подстанций. Только одна из них - "Маяковская" - обеспечивает электроэнергией десятки социально и экономически значимых объектов, например: ОАО "Трехгорная мануфактура", торговые центры "Охотный ряд" и "Смоленский", гостиницы "Москва" и "Мариотт Гранд", жилые комплексы в районе Арбата. Занимается этим ОАО "Московская объединенная электросетевая компания". Также специалисты ведомства находят и отключают от электричества самовольно присоединившихся потребителей, скажем, в дачных товариществах. Как обеспечены электричеством жители новой и старой Москвы, расскажет заместитель генерального директора по технологическому присоединению и реализации услуг ОАО "МОЭСК" Станислав Феликсович Хацкевич. Ведущая - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - заместитель генерального директора по технологическому присоединению и реализации услуг Московской объединенной электросетевой компании Станислав Хацкевич. Поговорим о тарифах на электричество и узнаем, не грозит ли нам энергетический коллапс. Каждый инвестор, когда строит жилой дом, он получает электричество при оплате тарифа за присоединение. Из чего складывается этот тариф, и как потом распределяются деньги?

ХАЦКЕВИЧ: Тариф устанавливается сетевым компаниям регуляторами один раз в год, и с 2013 года введено такое понятие: эта плата представляет собой покрытие экономически обоснованных расходов на технологическое присоединение. Эти деньги тратятся на подведение к энергопринимающим устройствам заявителей объектов электросетевого хозяйства компании. Это кабельные линии, трансформаторные подстанции. И все деньги, которые платит заявитель сетевым компаниям, направляются именно на эти цели.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, какая-то корректировка цен производится? Есть потолок, выше которого не пойдут, либо с какими-то новыми появившимися обстоятельствами цены на присоединение вырастают?

ХАЦКЕВИЧ: Федеральная служба по тарифам устанавливает федеральные правила, а региональные комиссии устанавливают так называемые региональные тарифы на технологическое присоединение. Так, с 2013 года действует два принципа формирования платы. Первый - это калькуляция по принципу рубль за киловатт. Состоит она из трех основных составляющих: оформление документов, строительство кабельных линий и строительство трансформаторных подстанций. Принцип, который заложен, это рубль за киловатт мощности. В итоге получается сумма, которая на сегодняшний день не является максимальной для целей формирования данного тарифа и включает, если есть необходимость строительства кабельных линий, то строительство только кабельных линий, если нужно строительство трансформаторных подстанций, то только строительство трансформаторных подстанций. И второй принцип формирования платы - это стандартизированные ставки платы по видам работ, компенсирующие затраты на строительство объектов последней мили, или, в иной терминологии, рубль за километр. Таким образом, с нового года у потребителей есть возможность один из видов оплаты - рубль за киловатт или рубль за километр - посчитать самостоятельно, что является экономически обоснованным, и при подаче заявки указать, какой способ оплаты для них является наиболее экономически эффективным.

ВЕДУЩИЙ: У всех на слуху истории, когда стоят новостройки, а люди туда не могут въехать из-за того, что не подведено электричество. Почему это может случиться?

ХАЦКЕВИЧ: В первую очередь, я считаю, что это некачественное планирование менеджмента застройщика, так как на сегодняшний день федеральные правила технологического присоединения таковы, что у сетевой компании есть только один путь - строго выполнять в срок по договору технологическое присоединение. Но, безусловно, бывают обстоятельства, при которых эти сроки могут быть нарушены. Например, если при прокладке кабельных линий на пути попадаются объекты частные либо объекты иного назначения, с которыми сложно договориться.

ВЕДУЩИЙ: То есть протестное голосование, скажем так.

ХАЦКЕВИЧ: Это основная проблема, с которой мы часто сталкиваемся при согласовании трасс, при формировании технических условий, например, в области. Еще один фактор - это синхронизация программ развития, территориальных программ развития, градостроительных документов с программами развития энергетической инфраструктуры. Обычно в мировой практике это всё синхронизировано. И если застройщик планирует через два года вводить жилье, то, как правило, к этому времени уже питающие центры имеют резервы мощности. У сетевых компаний есть время подвести к территории застройки кабельные линии, поставить трансформаторные подстанции и в срок их включить. Могу так сказать, что в нашей практике такие случаи уже являются штучными, это не массовый характер, каждый из них мы разбираем. И на сегодняшний момент мы не знаем случаев, чтобы по вине сетевой компании, из-за грубого нарушения каких-либо договорных или иных нормативных актов жители оставались бы при заселении в новостройках неподключенными.

ВЕДУЩИЙ: Здесь как раз слово «штучный» имеет хороший смысл. Как штучный товар - со знаком плюс, вот такие штучные объекты - это со знаком минус.

ХАЦКЕВИЧ: Это имелось в виду, что таких случаев все меньше и меньше.

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю. А скажите, ваша компания отвечает за полный цикл, то есть от генерации электричества и вплоть, образно говоря, до того момента, как зажжется лампочка Ильича?

ХАЦКЕВИЧ: Московская объединенная электросетевая компания выполняет два основных вида деятельности - это транспорт электроэнергии и подключение новых абонентов. Рынок электроэнергии строится предельно просто: это генерация, транспортировка и сбыт. Мы находимся посередине. Мы создаем объекты электросетевого хозяйства, к которым в будущем при строительстве или при новых подключениях имеется возможность присоединиться и иметь гарантированно надежное электроснабжение.

ВЕДУЩИЙ: Цепочка, как вы сказали, буквально всего ничего. Посредники туда не втискиваются, потому что если посредники, то, естественно, это ведет к подорожанию?

ХАЦКЕВИЧ: На сегодняшний момент на рынке имеются конкуренты. И эти компании, безусловно, являются участниками рынка. Но они не являются в этой цепочке в чистом виде посредниками, так как законодательство позволяет им вести этот вид деятельности.

ВЕДУЩИЙ: Это Мосэнерго, например?

ХАЦКЕВИЧ: Нет. Это территориальные сетевые компании меньшего формата, чем МОЭСК. Генерация - это определенная часть тарифа, транспорт - это своя часть, и сбыт также имеет свою часть в тарифе. При этом в зависимости от класса напряжения этот тариф либо больше, либо меньше.

ВЕДУЩИЙ: У нас, насколько я знаю, Москву снабжают три таких станции - Бескудниково, Очаково и печально знаменитая Чагино. Хотя коллапс случился достаточно давно, но все равно это на слуху. И, по-моему, после этого была принята программа строительства новых подстанций. Если это так, расскажите, выполнена она либо продолжается? И какие выводы были сделаны из той аварии?

ХАЦКЕВИЧ: За надежность электроснабжения отвечают несколько федеральных компаний, в том числе и системные операторы, в том числе и Федеральная сетевая компания. Имеются в отрасли программы развития электросетевых объектов. И каждый год эти программы корректируются. Основная задача, которая ставится перед электросетевыми компаниями, это надежность. Исходя из этих принципов, строится развитие, новое технологическое присоединение, так, чтобы вновь присоединяемые абоненты не ухудшали потребление существующих.

ВЕДУЩИЙ: Объясните более доступно. Новые технологические присоединения - что за этим стоит?

ХАЦКЕВИЧ: К примеру, владелец земельного участка собирается построить дом, и если его класс напряжения, к примеру, 0,4 киловольта и мощность планируемых потреблений меньше 15 киловатт, то у него по закону есть право присоединиться в течение шести месяцев или меньше. И если объекты электросетевого хозяйства находятся менее чем в 500 метрах от границы его земельного участка (в сельской местности) или в 300 метрах (в городской), то плата за присоединение составит всего 550 рублей за все технологическое присоединение, 550 рублей и 6 месяцев.

ВЕДУЩИЙ: Вы все-таки не монополист на рынке? Потому что, когда мы разговаривали о монополиях, к нам приходили представители компаний и говорили, что мы хотим как в Европе, мы хотим выбирать того поставщика услуг, у которого лучше, надежней и, естественно, дешевле. Это нормальные человеческие требования.

ХАЦКЕВИЧ: Безусловно, на рынке имеются и другие компании, которые развиваются и имеют разный уровень успеха.

ВЕДУЩИЙ: А вот уровень успеха зависит от чего?

ХАЦКЕВИЧ: Безусловно, важен и рынок охвата, и количество абонентов присоединяемых, и приток в единицу времени, и количество свободных мощностей для присоединения. И, безусловно, на сегодняшний день наличие конкурентов позволяет каждой из компаний быстрей находить свои ошибки, бороться уже в данном случае за новых абонентов, повышать качество услуг, повышать скорость обслуживания.

ВЕДУЩИЙ: Охват рынка как захват?

ХАЦКЕВИЧ: Ведь будучи монопольной, компания - неважно, на каком она рынке, - не всегда добивается успеха в своем развитии: нет стимула. Наличие конкурентов позволяет нам находить быстрее слабые места и улучшать сервис для клиентов, и в первую очередь выигрывает от этого потребитель. Но в электроэнергетике очень важным фактором является еще и надежность. Если происходят либо по природным причинам, либо по технологическим отключения, вы представляете, что энергосистема, она взаимоувязана, и если где-то происходит отключение технологическое, падение напряжения, то это переключается либо вручную, либо в автоматизированном режиме на иные каналы.

ВЕДУЩИЙ: Мы прекрасно помним ледяной дождь. Наверное, были очень напряженные дни у вашей организации? Это первый момент. Стало ли за это время легче присоединиться рядовому потребителю?

ХАЦКЕВИЧ: Ледяной дождь был, безусловно, серьезным испытанием для МОЭСК. И урок, который компания извлекла, безусловно, послужил основой для дальнейшего развития сети, построения в первую очередь надежной схемы электроснабжения. Безусловно, это в последующем стало плюсом для тех абонентов, которые присоединяются или присоединены. Так, например, показателем надежности является время восстановления. В Москве на сегодняшний день мы для себя приняли такие показатели, как 40 минут после отключения на восстановление энергоснабжения. В Московской области это чуть дольше, но также мы повышаем свои стандарты. И, безусловно, важным является простота и понятность технологического присоединения для наших абонентов. Если, к примеру, заявитель, физическое лицо хочет присоединиться, коротко я рассказал, какие имеются льготы, чуть ранее.

Следующий уровень мощности, например, от 150 до 670 киловатт. На сегодняшний день, с 1 января по крайней мере, к сетям МОЭСК присоединиться существенно проще, чем это было год назад. У нас запущена программа, она называется условно «Пять шагов за три визита». Подробнейшая информация есть на сайте компании. Она понятна. Там есть и вкладки по разделам. Также на сайте есть калькулятор. Можно вбить данные: класс мощности, класс напряжения, количество источников питания, длина кабельной линии, - и вы получите примерную стоимость для себя и сможете определить, что вам выгодней. Существенно лучше стали работать сервисы в центрах обслуживания клиентов. Проще стало дозвониться на единый контактный номер, стало проще не только обслуживание, но и у нас стало проще выяснять какие-либо сложные вопросы. Если есть какая-то жалоба, очень просто пожаловаться либо через Интернет, либо по телефону горячей линии. Так вот, при присоединении новых абонентов учитывается загруженность центров питания, на которые опирается построенная схема до этого абонента, с тем расчетом, чтобы не ухудшить условия энергоснабжения существующих абонентов и обеспечить адекватное энергоснабжение нового абонента. И программа развития у нас рассчитана на пять лет. Она связана с реконструкцией существующих центров питания кабельных линий, строительством новых, таким образом, чтобы в предстоящие пять лет иметь во всех районах города Москвы и области резервы мощностей, которые способны удовлетворить вновь присоединяемых абонентов, не ухудшая энергоснабжение существующих.

ВЕДУЩИЙ: Станислав Феликсович, вопрос, который интересует многих горожан, касается энергосберегающих ламп. Я прочитала, что врачи очень негативно отзываются об их влиянии на глаза, особенно холодного голубого света. Энергосберегающие лампы, они как бы вредны, но тем не менее народ будет ими пользоваться и дальше. И в то же время, как я понимаю, у вашей компании недополучение выручки идет. Вот это недополучение выручки не будет потом заложено в цены для потребителей?

ХАЦКЕВИЧ: Ежегодно мы фиксируем незначительный, но рост энергопотребления. И то, что связано с энергопотреблением, идущим на освещение, полагаю, не является основным в общей массе перетока электроэнергии и, я полагаю, совершенно никак не повлияет на будущие тарифы. Мы являемся компанией с государственным регулированием тарифов. И в идеологию формирования тарифов в первую очередь заложена возможность гражданам иметь спланированные заранее прогнозные значения. Государство, безусловно, следит за тем, чтобы рост тарифов был в пределах инфляции и заданных Министерством экономического развития значений.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Рядом с домом по адресу  Мичуринский, 29, корпус 3 недавно открыли подстанцию. Она находится в непосредственной близости от дома и достаточно ощутимо гудит. Многие жители жалуются на посторонний шум, потому что она находится вплотную к дому. Зачем она там вообще стоит, с какой целью ее построили?

ХАЦКЕВИЧ: Для начала хотелось бы определить принадлежность этой подстанции. Если  вы оставите свой номер телефона, то я могу достоверно определить. Напоминаю, в городе, кроме МОЭСК, еще более 50 компаний находятся. Есть нормы и правила, в том числе согласованные на федеральном уровне, строительства объектов электросетевого хозяйства, по которым эти объекты возводятся. Безусловно, если это подстанция трансформаторная, как минимум напряжением 10 киловольт или выше, если она там находится, она, скорее всего, просто так там не возникла. Если это подстанция МОЭСК, то мы готовы принять эту жалобу и на нее отреагировать.

ВЕДУЩИЙ: Но как отреагировать? Вы же не будете переносить ее? Вообще какие-то санитарные нормы есть наверняка для строительства подобных объектов рядом с жилыми домами?

ХАЦКЕВИЧ: Безусловно, есть. И при строительстве объектов, застройке жилых кварталов это все учитывается, в том числе есть и встроенные в жилые здания подстанции, трансформаторные подстанции малой мощности. Здесь просто нужно разобраться, о чем идет речь.

ВЕДУЩИЙ: В вашей компании есть и проектировщики и строители, либо вы привлекаете сторонние организации?

ХАЦКЕВИЧ: Основная деятельность компании - это транспортировка электроэнергии до потребителей и технологические подключения. При строительстве сетей мы нанимаем строительные компании. Они участвуют в конкурсах, при проектировании соответствующим образом также нанимаем проектные институты.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Елена. Я хотела задать вопрос. Скажите, пожалуйста, а вот как бороться с теми людьми, которые незаконно подключаются к электросетям? Я знаю одного человека, который подключился самостоятельно и еще этим хвалится. Понятно, что он таким образом портит электричество другим людям, что-то может сломать. Вот куда на них жаловаться?

ХАЦКЕВИЧ: Вы можете прямо сейчас назвать его фамилию. Вообще у нас целая программа борьбы с незаконными подключениями. У нас в неделю происходит несколько десятков рейдов. Мы достаточно активно ведем здесь работу. Это является на самом деле нарушением, и вообще это является преступлением. Если у вас есть такой факт, у нас есть телефон доверия. Вы можете на него обратиться. Номер телефона 8-800-700-40-70. Ваша информация будет принята. Мы на это отреагируем, а вам, безусловно, скажем большое спасибо.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, по поводу рейдов. Недавно наш корреспондент, коллега был на таком рейде по дачным участкам. Хороший получился репортаж. Но когда я его слушала, меня поразил один момент: в некоторых ситуациях ваши специалисты могли отключить незаконно подключившихся. Это было на дачных участках, в товариществах. А в других случаях говорили: не наши сети, мы попробуем куда-то обратиться. Но оставляли всё как есть. То есть вы отвечаете только за свои объекты? А вот эти письма вы направляете организациям или оставляете без внимания?

ХАЦКЕВИЧ: У нас принята некая политика сотрудничества. Если к нам поступает сигнал о том, что имеются нарушения на объектах, не принадлежащих нам, и мы определим, что это за объекты, например, каких-то наших коллег, то, конечно, мы туда эту информацию передадим. Другое дело, что здесь можно ошибаться. До сих пор существуют так называемые бесхозные сети, оставшиеся с советских времен. Мы также внимательно изучаем, консолидируем.

ВЕДУЩИЙ: А вы берете их к себе на баланс или нет?

ХАЦКЕВИЧ: Мы не можем просто так взять ничье имущество на баланс. Мы изучаем историю, выясняем, кто владелец, если договариваемся с владельцами, интегрируем в общую нашу сеть энергоснабжения. Потому что, когда случается какое-то отключение, потребители, как правило, звонят в понятную, известную им крупную компанию. А на территории области более 250 сетевых компаний, аналогичных нашей, но в разы меньше.

ВЕДУЩИЙ: А что можно сказать по развитию Новой Москвы? Вы будете там участвовать или нет?

ХАЦКЕВИЧ: Безусловно, мы участвуем и активнейшим образом. Сейчас идет формирование при руководстве правительства Москвы территориальных документов, под которые мы также будем интегрировать наши схемы развития. И здесь, безусловно, важно, чтобы это было как минимум синхронно, а не впереди. Часто бывают случаи, когда соседние участки с разными категориями земель обращаются, например, владельцы сельхозучастка заявляют к нам мощность 10 мегаватт, соседний участок уже имеет разрешение на строительство, также просит присоединить 10 мегаватт, а уже оказывается центр питания закрыт, потому что первым подал заявку владелец земли сельхозназначения. Спрашиваем: зачем? По принципу: пусть будет. Так вот это иногда несколько расшатывает надежность системы. И сейчас на федеральном уровне предполагается подробно изучить и вынести такой проект решения, чтобы была взаимная ответственность за подключение и потребление.

ВЕДУЩИЙ: Время нашей передачи подошло к концу. Спасибо вам.