Шоу Картаева и Махарадзе

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ

Отпуск каждый день. Современная архитектура Франции: великие здания, которые нельзя не заметить

скоро в эфире

05.10.2012 - О проблемах обеспечения прав пассажиров в нашем мегаполисе слушать скачать

Как организовать бесперебойную работу наземного транспорта, обеспечить заявленные интервалы движения, сделать городской транспорт комфортным и безопасным? Что надо предпринять, чтобы транспортно-пересадочные узлы не превращались в торговые центры, а новые станции метро были оборудованы с учётом интересов маломобильных групп пассажиров?

Как организовать бесперебойную работу наземного транспорта, обеспечить заявленные интервалы движения, сделать городской транспорт комфортным и безопасным? Что надо предпринять, чтобы транспортно-пересадочные узлы не превращались в торговые центры, а новые станции метро были оборудованы с учётом интересов маломобильных групп пассажиров? В разговоре принимают участие заместитель председателя Союза потребителей России, член Общественной палаты РФ Владимир Анатольевич Слепак и председатель Союза пассажиров Кирилл Вадимович Янков. Ведущая – Екатерина Высоковская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гости программы - заместитель председателя Союза потребителей России, член Общественной палаты Владимир Слепак и председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Я сразу бы хотела рассказать, что у нас появляется Союз пассажиров, который объединяет большинство населения, потому что разные у нас рабочие обязанности, но есть такой интервал времени, когда мы все становимся пассажирами, кто общественного, кто личного транспорта.

ЯНКОВ: Да, дело в том, что у нас в общественном поле есть движения, общества Союза автомобилистов. Мы их знаем, слышим. Но пассажиров общественного транспорта гораздо больше, чем автомобилистов. Даже самый заядлый автомобилист иногда бывает пассажиром самолета. Общественный транспорт - это и самолет, и поезд, и автобус, и метро, и такси. Все мы так или иначе являемся пассажирами. Есть закон о защите прав потребителей, и договор перевозки пассажиров - это услуга, оказываемая перевозчиком потребителю. Следовательно, здесь необходимо защищать права потребителей. У нас в России есть значительный опыт, действует Союз потребителей России, много различных потребительских обществ. Но до сих пор не было специализированного общества по защите прав пассажиров общественного транспорта. Вот мы, учитывая накопленный опыт потребительского движения, хотим специализироваться на этом и защищать интересы всех - от пассажиров самолета до метро.

СЛЕПАК: Вы знаете, мы недавно в Общественной палате презентовали новую программу: «Житель, потребитель, избиратель». Я уверен, что в конечном итоге, да, мы все потребители услуг. Я бы еще добавил – «житель, потребитель, пассажир, избиратель», потому что все мы голосуем за качество жизни. В любой внутренней политике, если посмотреть на мировую практику, записана забота о защите прав потребителей и качестве жизни. Поэтому я бы этот лозунг чуть-чуть расширил.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, если пробки не будут рассасываться, то пассажиров общественного транспорта станет значительно больше. По крайней мере, уже долгое время обсуждается идея, что хорошо бы приезжали к какой-нибудь узловой станции на собственном автомобиле, там его оставляли, а потом пересаживались на удобный вид общественного транспорта: метро, автобус и доезжали до работы.

ЯНКОВ: Конечно, в городе должен быть нормальный общественный транспорт, удобный, комфортабельный, чтобы автомобилист, пересаживаясь в метро или на троллейбус, немного терял в комфорте.

ВЕДУЩИЙ: Тут надо сделать правильный акцент: немножечко терял.

ЯНКОВ: Немного терял, да. Очереди в кассу, душно в метро, народу много, очереди у эскалаторов, грязно бывает, хотя метрополитен наш один из самых чистых в мире, но все равно грязи стало побольше немного, чем раньше. Наземный транспорт медленно едет, очередь на вход, на турникеты многие жалуются. Транспорт должен быть такой, чтобы он был удобен человеку. Город, наполненный машинами, превращается уже не в город, а в какое-то огромное безликое транспортное сооружение. Зарубежный опыт об этом четко говорит. Не будем копировать худшие образцы.

ВЕДУЩИЙ: У нас есть звонки. Ответим на вопросы слушателей.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. У меня вопрос к Владимиру Анатольевичу. Если я недовольна работой водителя автобуса, куда я могу пожаловаться?

СЛЕПАК: К сожалению, это нередкая ситуация. И можно пожаловаться, зайдя на сайт Мосгортранса, если вам нахамили в автобусе. Запишите координаты водителя, день, время и напишите, пожалуйста, в транспортную компанию, которой принадлежит данный перевозчик. В Москве крупнейшая компания - Мосгортранс, если говорить о московском транспорте. Кроме всего прочего, я бы добавил, что во всех автобусах есть имя и табельный номер водителя.

ВЕДУЩИЙ: То есть возможность адресной жалобы существует?

СЛЕПАК: Конечно.

ВЕДУЩИЙ: Вы очень важную тему затронули, о которой мало говорят, это чистота и удобство. Все-таки транспорт - это огромный поток, это частая сменяемость. Мы в принципе уже начинаем привыкать к тому, что у нас несколько раз в день убирают, если это касается столовых, кафе, к другим стандартам чистоты и санитарии. Что касается таких массовых видов транспорта, как метро, как линии автобусов, как это контролируется, регламентируется? Это то, о чем потребители часто думают, но редко говорят.

ЯНКОВ: Да, есть у нас специальный орган Роспотребнадзор, бывший Россанэпиднадзор - санитарно-эпидемиологический надзор. Этот орган призван контролировать санитарию, чистоту везде. Но, видите, транспорта у нас все больше и больше становится, а штатных единиц в Роспотребнадзоре не увеличивается.

ВЕДУЩИЙ: Наверное, это уже теперь должно быть внутренним делом и внутренней обязанностью перевозчика – соблюдать современные стандарты работы.

СЛЕПАК: Безусловно, стандарт качества - это главное сегодня. Вместе с исправностью автомобиля, вместе с физическими данными, и перед выходом на маршрут водителя проверяет врач, и стандарт качества перевозки должен соответствовать нормам.

ЯНКОВ: Будем усиливать общественный контроль. Общественный контроль в пассажирском транспорте, надо сказать, недостаточен. Будем все, что в рамках закона, в этом смысле делать.

ВЕДУЩИЙ: Например, такие факторы, как изношенность. Естественно, это каждая компания для себя определяет, но если ты заходишь и видишь, что обивка кресел не такая опрятная, как хотелось бы, то тут уже надо как-то реагировать на это.

ЯНКОВ: Да, ГИБДД на техосмотре обивку кресел не проверяет.

ВЕДУЩИЙ: Это вопрос культуры обслуживания, как раз вопрос потребительского доверия.

ЯНКОВ: Да. Чтобы люди, наоборот, стремились в общественный транспорт, а не избегали его и пересаживались на личный автотранспорт, как, к сожалению, часто происходит сейчас.

ВЕДУЩИЙ: Да, если ты едешь в деловом костюме на работу, ты должен зайти и опрятным доехать до своей работы.

СЛЕПАК: Да. Потребитель все равно выберет лучшее, должна быть конкуренция. Комфортная перевозка, качественная перевозка в надлежащих условиях, я думаю, это один из критериев, который будет в пользу потребителя.

ВЕДУЩИЙ: Мы всегда спешим, когда мы в транспорте. И в этой связи масса дискуссий по поводу турникетов, которые в наземном городском транспорте имеются. Спрошу сначала про наземный транспорт. Как вы считаете, они свою эффективность доказывают?

СЛЕПАК: Поменялась концепция. Были затрачены существенные деньги прошлым руководством города Москвы. Сегодня очень много жалоб поступает на давку. Я думаю, что мы должны прислушаться к потребителю, рассмотреть этот вопрос детально. С моей точки зрения, необходимо демонтировать эти турникеты и создать комфорт для потребителя, для пассажира.

ЯНКОВ: Я добавлю. Часто из Москвы идет лучшее и передовое. Но смотрите, ни один город России не позаимствовал турникеты у Москвы, нигде их нет, кроме Москвы. О чем это говорит? Надо этот опыт переосмыслить, и все-таки от турникетов, я думаю, рано или поздно необходимо отказаться.

ВЕДУЩИЙ: Но с другой стороны, они дисциплинируют пассажиров. Это как с налогами: заплати налоги и спи спокойно. Здесь ты зашел, сразу заплатил – другого выхода нет - и спокойно едешь. Вот эта дисциплинированность, как ее потом сохранить?

ЯНКОВ: Необходимы контролеры. Во-первых, необходимо разобраться наконец со статусом контролера, потому что сейчас по закону при административных правонарушениях могут налагать санкции только государственные служащие. А контролер компании Мосгортранс, например, лишен такой правовой возможности. Надо разобраться со статусом контролеров, придать им необходимый статус. И необходимо, чтобы люди контролеров реально боялись, понимали, что контроль выборочный, но в любой троллейбус, трамвай, автобус могут одновременно во все двери зайти несколько контролеров, и никуда не денешься.

ВЕДУЩИЙ: Здесь, наверное, надо еще продумать какую-то систему оплаты штрафов, потому что наш школьный опыт - приходили контролеры и тебя за шкирку. Сейчас люди уже привыкли к другой культуре взаимоотношений, я не думаю, что кто-то согласится вот так сойти. Склоку начинать в транспорте? Поэтому контролер должен выписывать какие-то штрафы для оплаты, правда?

СЛЕПАК: У нас в городе, я дополню Кирилла, есть две организации, это ГКУ «Организатор перевозок» и, на маршрутах Мосгортранса, специализированная организация Мосгортранса. Сотрудники первой организации не продают билеты, а только выписывают штрафы. Часто проводят свои мероприятия вместе с полицией. Я хочу москвичей предупредить, чтобы они не попались на мошенников, что у данных контролеров есть специальный жетон и служебное удостоверение. В обязательном порядке эти люди должны иметь, чтобы войти в автобус, маршрутный лист.

ВЕДУЩИЙ: Еще одна тема, которая обсуждается, - выделенные полосы. Можно уже подводить какие-то итоги? Вы проверяли эффективность выделенных полос?

ЯНКОВ: Конечно. В целом мы за выделенные полосы, но только если их делать с умом, там, где это реально необходимо. Это необходимо там, где есть мощные наземные потоки общественного транспорта, не дублирующиеся линиями метро.

ВЕДУЩИЙ: Так и замышлялось.

ЯНКОВ: Да. Ярославское шоссе, допустим, Волоколамское шоссе. Но нарисовали-то их на многих трассах. Смотрите, шоссе Энтузиастов. Под шоссе идет линия метро - это одна выделенная полоса. Рядом идет линия трамвая - это вторая выделенная полоса. И еще рисуют третью выделенную полосу для автобусов и троллейбусов. Три выделенных полосы - это перебор. Там, где есть метро да еще и трамвай есть, зачем там выделенная полоса для троллейбусов и автобусов? Может быть, там надо пересмотреть маршрутную сеть. Снять оттуда автобусные и троллейбусные маршруты, усилить трамвай для местного подвоза и не отнимать у автомобилей лишнюю полосу.

ВЕДУЩИЙ: А есть статистика, насколько выдерживается график, насколько быстрее проезжают?

ЯНКОВ: График все равно не выдерживается. Но Мосгортранс нам говорит, что в целом ритмичность движения повысилась. Не намного, на несколько процентов всего, но, по данным Мосгортранса, действительно улучшилось движение общественного транспорта там, где появились выделенные полосы.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Я москвичка, зовут меня Лидия Михайловна. У меня вот такой интересный вопрос. Может быть решена проблема страшных очередей, по 15-20 минут, утром в метро за билетами в кассу? У меня часто дети опаздывают из-за этого на работу.

ЯНКОВ: Я считаю, что это позор, что в наше время люди стоят в одно-два-три окошка кассы, а при этом продажа через автоматы почти не используется. Да, долгое время автоматов не было вообще…

ВЕДУЩИЙ: Можно я вам как пассажир пассажиру скажу? Используется.

ЯНКОВ: Есть сейчас, стоят автоматы. Стоит три-четыре автомата, но этого же недостаточно. Значит, надо ставить столько автоматов, чтобы не было очередей.

ВЕДУЩИЙ: Они почему-то не все работают.

ЯНКОВ: Знаю. Потому что качество такое. Надо разобраться, как московский метрополитен, это еще при прежнем руководстве было, проводил конкурс на поставку этих самых автоматов, и кто в итоге этот конкурс выиграл, и почему поставляются такие автоматы, которые ломаются и потом неделями не работают, ремонтируются. Это большой вопрос.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, многие по своему опыту знают, рядом с автоматом даже стоит служащий, который как-то регулирует этот вопрос.

ЯНКОВ: Служащий - это одно дело. А когда рядом с автоматами стоит большой торговый киоск… Я бы обратил внимание на конкретный пример: метро «Рязанский проспект». Конечно, мы здесь должны, обязаны сделать все в интересах потребителя, в интересах пассажира. Наверное, у нас торговых предприятий хватает - и мелкорозничные сети, и магазины. Так зачем нам тогда занимать еще свободные площади в метрополитене? Здесь приоритет - только продажа билетов, только комфорт перевозки, все в интересах пассажиров.

ВЕДУЩИЙ: То есть чтобы в вестибюле не было посторонней торговли?

ЯНКОВ: Там, где это очевидно мешает, да. Зачем нам продавать там какие-то товары народного потребления? У нас есть достаточная торговая сеть вне метрополитена.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки про билеты еще хотела спросить, тем более сейчас дискуссия развернулась вокруг того, что называется то ли чеком, то ли информационным листком. Вроде бы это тормозит очередь. Призывают отказаться от этой бумаги, которая увеличивает ожидание на лишние две минуты у каждого.

ЯНКОВ: Чек - наличие кассового аппарата. Это требование законодательства о торговле. Может быть, пора выйти с инициативой изменить и упростить порядок, когда продаются билеты, не требовать в обязательном порядке распечатку чека, чтобы чек печатали только по требованию пассажира. Это, может быть, одному из пятидесяти нужно для отчетности.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, в автомате такая опция есть, но там все начинают думать, на какую кнопочку нажать, чтобы он чек не печатал, это отнимает те же две минуты. Но, например, автомат может выдать бракованный билет, такие случаи есть. Подходишь к турникету, а тебе пишут: твой билет поврежден. И вот мне интересно как потребителю, если у меня нет чека, как я докажу, что я билет купила в этом автомате?

ЯНКОВ: Дело в том, что каждый билет имеет магнитную ленту, где записана эта информация. И на специальном оборудовании эта информация легко может быть расшифрована. Мой совет, в этом случае написать жалобу, но билет просто так по почте не отсылать в московский метрополитен, оставить его у себя. А потом, когда с этой жалобой будут разбираться, предъявить билет и, пожалуйста, чтобы они в вашем присутствии считали с него информацию. Там все записано, все подтверждается. На самом деле то, что записано на магнитной ленте, сложнее фальсифицировать, чем то, что записано на бумаге.

СЛЕПАК: Я думаю, что это издержки самого метрополитена, и дежурный по станции обязан принять оперативные меры по устранению такой ситуации.

ВЕДУЩИЙ: У нас опыта еще мало, потому я так подробно вас расспрашиваю.

СЛЕПАК: Поэтому мы и просвещаем потребителей и пассажиров, что надо делать. И мы обязательно этот вопрос зададим руководству московского метрополитена.

ВЕДУЩИЙ: Мы также не знаем, если в автомате не хватит монет, он нам сдачу не даст, что нам делать? Как нам разговаривать с автоматом?

ЯНКОВ: Обратиться к дежурному по станции и потребовать составить акт, где все это должно быть указано, написано. И дальше копию акта отослать с жалобой руководству ГУП «Московский метрополитен» или обратиться к нам. Мы поможем правильно написать жалобу, пошлем ее сами куда надо и проследим за тем, чтобы ее рассмотрели.

ВЕДУЩИЙ: А вы - это Союз пассажиров?

ЯНКОВ: Да.

СЛЕПАК: И Союз потребителей.

ВЕДУЩИЙ: А у вас в Союзе пассажиров есть сайт?

ЯНКОВ: Есть. Пожалуйста, заходите - sopass.ru, мы там жалобы принимаем, помогаем разбираться с ними.

СЛЕПАК: Я могу добавить? Наш сайт - potrebitel.net. Мы за годы существования приняли 2 миллиона жалоб и нашли решение, выиграли 70 тысяч дел, Союз потребителей России.

ВЕДУЩИЙ: Мы пожелаем нашим слушателям, чтобы таких спорных ситуаций было как можно меньше, но если они возникают, то хотя бы понятно, к кому обращаться. С точки зрения потребителя, кстати, мне интересен вообще ассортимент наших билетов. Сейчас идет речь о том, чтобы совершенствовать различные носители этих билетов – выпускать карты, на которые можно деньги перечислять, и так далее. Но у нас могли бы быть более разнообразные предложения. Например, семейные билеты. Или, если ты в течение часа пересаживаешься с одного маршрута автобуса на другой, а так часто бывает, автобусы иногда ломаются, чтобы в течение часа работал один и тот же билет.

СЛЕПАК: Именно с такой инициативой сейчас и выступил департамент транспорта - сделать безразрывные целевые маршруты, чтобы создать полный комфорт для потребителя, пассажира.

ВЕДУЩИЙ: А что это такое, поясните, пожалуйста?

СЛЕПАК: Вот вы сейчас сказали, что вы едете на одном виде транспорта, вам надо пересесть в метро, чтобы быстро и комфортно добраться. Будет единый билет. По крайней мере, этот вопрос сейчас обсуждается, и как раз последнее интервью руководителя городского департамента транспорта Максима Ликсутова было именно на эту тему.

ЯНКОВ: Да, департамент транспорта работает над тем, чтобы такой билет был. Но опять-таки он должен быть удобен для пассажиров. В частности, мы настаиваем на том, чтобы на этом билете был не только магнитный носитель, но и была напечатана точная информация, час и минута начала и окончания срока его действия. Потому что, если на билете это не написано, а пассажир забыл…

ВЕДУЩИЙ: Но это за одну стоимость ты сможешь совершить несколько пересадок?

СЛЕПАК: Конечно. В этом и смысл перевозчика - объединить.

ВЕДУЩИЙ: Выясняется, что у нас нет детского билета на наземном транспорте. Это тоже упущение, потому что с детьми чаще всего передвигаются, возят их на утренники, на какие-то мероприятия.

ЯНКОВ: Да, дети до семи лет, как известно, ездят бесплатно, а старше семи лет приобретают полный билет. Но это традиционно так. У нас никогда не было детских билетов на наземном транспорте.

ВЕДУЩИЙ: Но у нас и билеты стоили пятачок, четыре копейки.

ЯНКОВ: Да, возможно, пора подумать и над какой-то скидкой для детей, абсолютно верно. Может быть, в целях стимулирования поездок равномерно по часам дня эту скидку надо вводить вне часов пик.

ВЕДУЩИЙ: Возможно. Здесь, кстати, хороший простор для защиты наших пассажирских прав. И это может подвигнуть людей пользоваться городским транспортом, что немножечко разгрузит улицы.

Конечно, то, что заботит всех, это интервалы в движении транспорта. Если мы говорим о наземном транспорте, нормированные интервалы иногда бывают по полчаса между автобусами, и они к тому же нарушаются. Либо бывают ситуации, когда один рейс просто пропускается, потому что машина не вышла на маршрут, и человек вынужден ждать целый час. Вот тут действительно очень грубо нарушаются права пассажиров.

ЯНКОВ: Да. Эта проблема имеет несколько уровней. Уровень первый. Если вы объявили интервал и написали его на остановке, то это на самом деле с точки зрения права – публичная правовая оферта, вы обязаны этот интервал соблюдать. Второе. Если у вас интервалы 30 минут, не надо писать интервалы, пишите расписание и соблюдайте расписание. Третье. Понимаем, что в условиях пробок расписание не всегда можно соблюдать. Но где современные технологии, где оборудование всех машин системами ГЛОНАСС, GPS, для чего у нас ГЛОНАСС создан? Сделайте такую систему, она будет стоить не очень дорого, чтобы пассажиры могли если не на специальном табло, то на экране своего сотового смартфона увидеть, где находится ближайший автобус и приблизительно через сколько минут он подъедет к этой остановке. Сейчас это уже не заоблачные, а очень земные технологии. Когда они наконец начнут внедряться? Мы не просим, как за границей, чтобы на остановке трамвая было табло и точно написано, через сколько минут какой маршрут подойдет. Мы понимаем, что у нас вандализм, что опасно это табло устанавливать, его разобьют и так далее. Но сделайте эти данные доступными для обладателей многочисленных гаджетов, которые носят их с собой и могут смотреть и ориентироваться, где какой вагон какого маршрута.

СЛЕПАК: Нет. Мы не решим проблем, пока не создадим в городе единую систему диспетчеризации.

ВЕДУЩИЙ: Пока она не заработает в полную силу. Вот, кстати, о единстве. Очень интересная тема. В Москве автомобиль уже перестал быть роскошью, а стал средством передвижения, а вот такси почему-то по-прежнему роскошь. Как засела фраза, что «наши люди в булочную на такси не ездят», так почему-то и считается, что наши люди на такси не ездят, такси - это роскошь. Когда такой вид транспорта, как городское такси, перестанет быть роскошью и станет доступным по тарифам?

СЛЕПАК: Мы последние лет десять надеемся, что в городе будет создана эффективная система перевозок посредством такси. Мне посчастливилось быть на празднике 105-летия московского такси: ретро-автомобили, дети, парк Горького. И там я впервые увидел такси будущего.

ВЕДУЩИЙ: Как они выглядят?

СЛЕПАК: Это обыкновенные машины ярко-желтого цвета. На крыше машины установлен колпак с индивидуальным номером, что уже удобно для потребителя. В машине стоит терминал. Этот терминал показывает маршрут на основе системы ГЛОНАСС. Этот терминал показывает вам расчет, терминал, который может пропустить и кредитную карту, и наличные деньги. Эта система имеет кнопку emergency- тревожную кнопку, если случится какая-то ситуация. То есть современный автомобиль. Я думаю, что в скором будущем эти автомобили появятся на улицах города Москвы. Но хотел бы опять же подчеркнуть: сегодня мы боимся слов «лицензия для перевозчика», подменяем каким-то разрешением или еще чем-то…

ВЕДУЩИЙ: Нет, слово «лицензия» уже говорят.

СЛЕПАК: Говорят, но не дают эту лицензию. Это нормальный юридический процесс регулирования рынка. Понимаете, недобросовестным перевозчикам нет места на рынке. А те люди, которые добросовестно выполняют свои обязанности, те люди нужны сегодня потребителю. И поэтому мы голосуем за эту новую форму такси. Кстати говоря, я увидел в этом такси терминал для иностранцев, где можно переключиться на любой язык и показать. Это такси никогда не допустит левых расчетов, то есть и коррупции, и злоупотреблениям ставят надежный заслон, такие машины нам нужны. Но нужна единая система диспетчеризации московского такси.

ВЕДУЩИЙ: То есть ты звонишь по единому номеру…

СЛЕПАК: Да, и ближайшая машина находит тебя. Сегодня, кстати говоря, руководство Москвы очень интересный эксперимент предложило: тариф «от метро до дома». Это льготный тариф. У нас очень много людей выходит из метро, и надо 1,5-2 километра дойти до дома, есть такие микрорайоны.

ВЕДУЩИЙ: Что значит «от метро до дома»? Это за посадку будут брать меньше?

СЛЕПАК: Это как в бизнесе, это будет много оборотов, если много будет людей, но это будет маленькая поездка, которая займет 9-10 минут, предположим, и это будет совсем другой тариф, удобный для потребителя.

ВЕДУЩИЙ: Локальный. Потому что есть минимальные ставки, на какое бы расстояние ты не ехал. Вроде бы когда компаний много, то конкуренция больше, и это не дает возможности задирать тарифы, правильно?

ЯНКОВ: Да, конечно. Но хочу добавить, что кроме единой диспетчерской, безусловно, должна сохраняться и возможность индивидуальных диспетчерских для тех, кто любит такси той или иной компании. Вот понравилась тебе эта компания. Звони в эту компанию. Но, может быть, ждать тогда придется не 5 минут ближайшую машину, а полчаса, пока доедет машина именно этой компании. То есть у потребителя должен оставаться выбор в тех сферах, где нет естественной монополии.

ВЕДУЩИЙ: Когда говорят про такси, многие спрашиваются, а есть ли стоянки такси в городе?

СЛЕПАК: Вы знаете, последнее информационное сообщение было, что департамент культуры и департамент транспорта подписали соглашение, по которому у каждого учреждения культуры будут специализированные стоянки. Практически год назад было подписано точно такое же соглашение по московским вокзалам. То есть создаются все условия для нормальной работы.

ВЕДУЩИЙ: Мы к этому движемся?

СЛЕПАК: Безусловно.

ВЕДУЩИЙ: Но доступность этого вида транспорта для москвичей по тарифам почему-то до сих пор оценивается не очень высоко.

ЯНКОВ: Дело в том, что такси все равно вряд ли станет ежедневным видом транспорта для многих. Такси - вид транспорта для определенных случаев, когда едешь на вокзал, с вокзала, с вещами. Вот в определенных случаях, несколько раз в месяц такси у нас доступно для всех. Что касается возможности чаще его использовать для менее обеспеченных групп населения, остается только надеяться на то, что конкуренция между разными фирмами приведет к некоторому небольшому, но снижению тарифов. Посмотрим.

ВЕДУЩИЙ: Еще один вопрос. Он касается людей, которые передвигаются на городском транспорте не налегке, у кого есть с собой либо багаж, либо детская коляска, либо домашние питомцы, либо кто сам ограничен в своих возможностях. Вот в этом направлении что у нас сейчас делается?

СЛЕПАК: У нас в городе, как вы знаете, - миллион инвалидов. У нас есть программа «Безбарьерная среда». Поэтому все автотранспортные средства, тем более перевозчики Мосгортранса, в обязательном порядке должны быть оборудованы специальными платформами для перевозки инвалидов.

ВЕДУЩИЙ: Насколько они удобны, со стороны пассажиров нет нареканий?

ЯНКОВ: Только вчера на ВВЦ в рамках выставки «ЭкспоСитиТранс» под эгидой Международного союза общественного транспорта прошло обсуждение этой темы с участием нашей молодежи. Неудобные эти платформы, не каждый пассажир может ее сам откинуть туда-сюда, должен выходить водитель эту платформу откидывать. Но в целом, как сказал руководитель Мосгортранса Иванов, обязанность водителя - всегда помочь инвалиду, если он видит, что инвалид хочет войти или выйти. Другое дело, что если это не инвалид, а просто человек с тяжелым багажом или с коляской, то уже водитель не обязан помогать. Это значит, что транспортные средства должны становиться все более и более удобными. Мы знаем, что на новых станциях метрополитена есть лифты. Но переоборудовать все станции московского метрополитена, везде построить лифты для инвалидов и других маломобильных групп населения - это достаточно нереальная программа. А значит, в городе должны быть альтернативы. Возможно, должно быть социальное такси для инвалидов по льготной цене, чтобы город доплачивал, чтобы инвалид-колясочник какое-то фиксированное количество часов в месяц по очень небольшой цене мог передвигаться на такси от дверей до дверей. Это тоже варианты, это тоже надо обсуждать.

ВЕДУЩИЙ: Это надо смотреть. Может быть, это и эффективнее на то время, пока идет перестройка транспортной системы?

СЛЕПАК: Это наша ответственность. Это элемент нашей культуры. Женщина с коляской, пожилой человек - я думаю, что мы обязаны в данных случаях помогать.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам.