Мастера спорта

Николай Саприн

Александр Неценко

тема: Жеребьевка Лиги Чемпионов и Лиги Европы

22.06.2017 12:00
39-й ММКФ смотреть слушать скачать
С 22 по 29 июня в Москве пройдет Московский Международный кинофестиваль уже в 39-й раз. Фильм открытия: "Бахубали: Завершение" режиссера С.С. Раджамули. Фильм закрытия: "Роковое искушение" Софии Копполы.
Антон Долин рекомендует к просмотру:
"Мешок без дна", реж. Рустам Хамдамов
"Карп отмороженный", реж. Владимир Котт
"Смерть Людовика XIV", реж. Альберт Серра
"Жаннетт: Детство Жанны д'Арк", мюзикл, реж. Брюно Дюмон
"Молодой Годар", реж. Мишель Хазанавичус
"Сеть", реж. Ким Ки Дук
"Жизнь", реж. Стефан Бризе
в гостях: Антон Долин

П.ФАДЕЕВ:  Сегодня, в день открытия Московского Международного кинофестиваля…

А.ДОЛИН:  Мы открываем наш эфир.

П.ФАДЕЕВ:  На улице идет дождь, а у нас идет концерт. Действительно так совпало, что сегодня открывается Московский кинофестиваль, и, давай, может быть, с него и начнем, Антон Долин?

А.ДОЛИН:  Привет. Ну, хорошо, можем начать с Московского фестиваля, собственно, почему нет. Он открывается сегодня очень…

П.ФАДЕЕВ:  А что же ты не едешь к своему дружку Урганту в Питер? Не ведешь эфиров оттуда?

А.ДОЛИН:  Как? Потому что я москвич, патриот Москвы, а тут Московский кинофестиваль. А?

П.ФАДЕЕВ:  А он неделю там целую, как же он без тебя обошелся?

А.ДОЛИН:  Ну, как он без Московского фестиваля. Он питерец и для него дороже, понимаешь, «Исаакий», чем кинотеатр «Октябрь». А у меня тут здешний патриотизм, мой посконный, столичный.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, давай, развивай его.

А.ДОЛИН:  Ну, что мне остается. Открывается Московский фестиваль, он 39-й по счету, и он переполнен самыми разными программами и фильмами. Какие из них наиболее интересные, мы, конечно, будем узнавать в процессе просмотра, потому что сейчас в день, когда вечером он открывается, ничего толком сказать еще невозможно. Ну, то есть какие-то вещи возможно.

Можно сказать, что выбор фильма открытия «Бахубали: Завершение» это очень нестандартный выбор. И уже многие синефилы рвут на себе волосы, кричат, что это позор. Позора я особенного не вижу, это очень странное просто решение. Потому что, что такое, как правило, вообще фильм открытия на фестивале любом? Это либо большой национальный хит, либо большой голливудский хит, правильно? Что-нибудь такое со звездами, что привлекает публику. У нас не то и не другое. У нас фильм индийский, причем продолжение известного индийского хита. Приключенческий фильм со схватками, боями, спецэффектами, танцами, всем, что полагается в индийском кино. Ну, во-первых, люди у нас, конечно, уже немножко подотвыкли от индийского кино, во-вторых, может быть, пора снова привыкать и радоваться этому всему, смотреть.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, многое же возвращается, почему бы индийскому кино не вернуться, как часть антуража?

А.ДОЛИН:  Согласен, но ведь существует «Болливуд», он же никуда не делся. Может, интерес советского зрителя к нему и делся, но «Болливуд» есть, как был, так и есть. Фильм закрытия, это будет только 29 числа, когда будет фестиваль закрываться, это будет фильм «Роковое искушение» Софии Копполы, который получил приз за лучшую режиссуру в Каннах, напомню об этом. Небезынтересная картина, с хорошим актерским составом звездным. Ну, мы о ней поговорим, когда она выйдет в прокат, это будет довольно, на самом деле, скоро.

П.ФАДЕЕВ:  Это чего-то историческое, костюмное.

А.ДОЛИН:  Ну, она, скорее, костюмная, чем историческая. Это такой романс о мужском и женском в годы Гражданской войны в Америке. Там Колин Фаррелл и много-много женщин вокруг.

П.ФАДЕЕВ:  А, да-да, ремейк какого-то фильм с Клинтом Иствудом, да, по-моему?

А.ДОЛИН:  Совершенно верно, старого классического тоже очень хорошего фильма с Клинтом Иствудом. Ну, и этот тоже достойный. Я, конечно, был удивлен, когда ему дали такой приз важный. Но картина неплохая. Софию Копполу мы все знаем, она хороший режиссер, человек талантливый, совершенно со своим стилем, все это там есть.

Значит, конкурс. Как всегда конкурс состоит из каких-то «котов в мешке» тотальных. Я говорю о «котах в мешке» не случайно, потому что единственный фильм, про который ясно, что его обязательно надо смотреть и точно на него идти, я вот всем это рекомендую купить билет, тем более что это первый зал «Октября» и билетов должно быть много, это фильм «Мешок без дна». Что такое «Мешок без дна»?

Это фильм новый, сделанный Рустамом Хамдамовым. Рустам Хамдамов абсолютно культовая личность, человек, который сделал, тем не менее, в своей жизни всего несколько картин, между ними какие-то десятилетия пролегают. Он действительно режиссер-легенда. И эта его картина, у которой была долгая сложная судьба, где в ролях такие люди, как Сергей Колтаков и Светлана Немоляева, с другой стороны Андрей Кузичев и Кирилл Плетнёв, и молодой Евгений Ткачук, и Анна Михалкова, и есть Алла Демидова, между прочим, это русифицированная версия знаменитой новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще», из которой когда-то сделали фильм «Расёмон». Ну, понятно, что ничего общего наверняка нет. Я сам фильм еще не видел, но, конечно, меня это персонально очень интригует. И для тех, кто интересуется кино, как искусством, как артом, конечно, Хамдамов обязателен к просмотру. Еще раз название - «Мешок без дна».

Другие две русские картины в конкурсе и тоже наверняка интересные это «Карп отмороженный» Владимира Котта. Картина интересна тем, что там первую за, черт знает, сколько лет большую центральную роль сыграла Марина Неёлова.

В.КОЛОСОВА:  Как уговорили.

А.ДОЛИН:  Ну, видимо, интересный сценарий. Я думаю, что хорошую актрису или актера уговорить можно только так. Ты даешь интересную историю с интересной ролью и это соблазняет не снимающегося человека сняться.

В.КОЛОСОВА:  Она действительно уже, сколько лет она не снималась.

А.ДОЛИН:  Очень давно. Ну, мы же все знаем, какая она великая и прекрасная актриса. И фильм «Купи меня», режиссер Вадим Перельман. Как я слышал, это такая провокационная история, ну, как название это и отражает, про торговлю собой и своим телом, своими ресурсами в широком смысле слова, вообще про продажность. Но это я рассказываю с чужих слов, потому что я не видел еще фильмов конкурса, естественно, я говорю о тех русских фильмах, которые, ну, мы всегда ждем русские фильмы…

В.КОЛОСОВА:  А «Карп» вот этот, о чем там, ты не сказал, сценарий? Знаешь ты?

А.ДОЛИН:  Там женщина пожилая, которая узнает, что она скоро умрет, и хочет для своего сына упростить решение всех проблем, и сама для себя начинает готовить там типа гроб, в него ложится заранее. Это то, что я знаю в качестве завязки. Кстати говоря, я сказал про Марину Неёлову, это правда, что фильм интересен, наверное, прежде всего, ее главной ролью, но, вообще-то говоря, в других ролях Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Александр Баширов. Ну, то есть причины даже для тех, кому Неёлова пустой звук, есть, наверное, и такие люди, сходить все равно на эту картину.

Что нас еще ждет интересного на фестивале. Ну, что греха таить, фестиваль Московский это абсолютно всегда огромная панорама фильмов с других фестивалей, которые в прокат наш не выйдут, или выйдут очень не скоро, которых нет никакого шанса иначе посмотреть, во всяком случае, не на мониторе компьютера, а легально на большом экране. На Московском фестивале многие из этих фильмов можно посмотреть еще и на экране первого зала «Октября», то есть гигантский зал, великолепная проекция. Для арт-кино это такой один шанс в году. Ну, по-настоящему один.

Что там будет наиболее интересного. Программа «8 1/2 фильмов», которую делает Петр Шепотинник. В ней, ну, наверное, я на первое место среди всех фильмов поставил бы картину «Женщина, которая ушла». Это тот самый безумный фильм, о котором я рассказывал вам еще в сентябре, который победил на Венецианском фестивале. Черно-белая картина, три с половиной часа, по мотивам новеллы Льва Толстого, сделанная филиппинским режиссером Лавом Диасом. Действие новеллы Толстого перенесено, разумеется, в современные Филиппины. Черно-белое, странное, совершенно не какое-то там бессюжетное и эзотерическое, а человеческое, увлекательное психологическое действо, сделанное в его совершенно специфическом особенном стиле. Тем, кто ищет непохожего, нетипичного кино, «Женщина, которая ушла» это вот, обязательно сходите именно на нее. Из всех фильмов Московского фестиваля выберите этот, если вы никогда особенно не смотрели Лава Диаса.

Еще один фильм для любителей диковинок. «Детство Жанны д'Арк». Звучит очень скучно, но это не скучно. Это Брюно Дюмон, один из самых радикальных французских режиссеров. Эта картина сделана с непрофессиональными актерами и актрисами. Это хард-рок мюзикл про детство Жанны д'Арк. Это Жанна д'Арк до того, как она стала Жанной д'Арк. И, наверное, это первый и единственный фильм в истории, которая про Жанну д'Арк с хэппи-эндом. Потому что она заканчивается не тем, как ее сжигают на костре, а тем, как она отправляется спасать Францию, и все мы, в общем, знаем, что она спасет. После того, как она с ангелами, монахинями и так далее отплясывала канкан, пела и танцевала. Ну, в общем, это сумасшедшее зрелище для людей, готовых ко всему в кино, и такое тоже, согласитесь, не каждый день увидишь.

В.КОЛОСОВА:  А ты говоришь, что это хард-рок, музыка там в таком тяжелом?

А.ДОЛИН:  Да, в том числе. Оригинальная музыка, написанная специально для фильма.

В.КОЛОСОВА:  Ну, хорошая музыка?

А.ДОЛИН:  Ну, я не знаю, не всем, я думаю, она понравится, но она не какая-то плохая или ужасная, просто я говорю, в кино это очень странное сочетание темы, поэзии, там какой-то текст начала XX века, музыки, хореографии, непрофессиональных актеров. Это такое сочетание совершенно экспериментальное, такого не бывало.

В.КОЛОСОВА:  Ну, это может быть и хорошо, а может быть и очень плохо.

А.ДОЛИН:  Да. Я рекомендую поинтересоваться. Я не рекомендую всем обязательно идти, но есть же люди, я думаю, их много, то есть я знаю, что их много, которым интересно увидеть на экране необычное. Московский фестиваль я предлагаю использовать для этого, прежде всего. Потому что обычное вам и просто в кинотеатрах покажут рано или поздно.

Еще один необычный фильм «Смерть Людовика XIV». Альберт Серра это каталонский режиссер, знаменитый испанец, он делает тоже довольно экспериментальное кино. Это, наверное, наименее экспериментальный его фильм. Это история умирания короля Людовика XIV, которого сыграл Жан-Пьер Лео, величайший артист, тот самый, который сыграл когда-то главную роль в «Четырехстах ударах» Франсуа Трюффо, который был любимцем Годара, любимцем Трюффо, звездой «новой волны», ну, такой иконой стиля в 1950-60-е годы. Сейчас он уже пожилой человек и играет вот эту вот роль. Фильм такой гиперреалистический, совершенно завораживающий, ну, и, конечно, не очень веселый, он рассказывает про умирание пожилого человека.

И как бы в пару к нему, поскольку я поговорил о «новой волне», фильм Мишеля Хазанавичуса, режиссера «Артиста», «Агентов 117», фильм «Молодой Годар» из Канн. Освистанный в Каннах, абсолютно издевательский, антиавангардный, такая буффонная комедия про то, что Жан-Люк Годар был, на самом деле, таким дурачком самовлюбленным, лишенным чувства юмора и особенно самоиронии. Это история про то, как он снимал фильм «Китаянка». Но Луи Гаррель загримирован совершенно неузнаваемо под Годара очень смешно, Стэйси Мартин – красавица, которая играла молодую героиню в фильме «Нимфоманка», великолепные там, отличные и очень забавные эротические сцены. Вообще фильм сделан очень изысканно. Глобально весь этот проект, конечно, дурновкусием попахивает, но в остальном «Молодой Годар» это интересное зрелище даже для тех, кому он не понравится.

В.КОЛОСОВА:  Итак «Смерть Людовика XIV».

А.ДОЛИН:  Да. Еще две картины, о которых я коротко скажу из программы «8 1/2 фильмов». «Сеть» - это новый фильм Ким Ки Дука, корейский соответственно. Он не очень мне нравится, но сюжет там интересный. Он про северокорейского рыбака, у которого в сети его запутался мотор лодки и ветер его отнес, а это были пограничные воды, в Южную Корею. Ну, это не комедия, ну, и не то, что какая-то такая трагедия.

Драма, жесткая драма, великолепно сделанный фильм «Жизнь», это Стефан Бризе, французский режиссер. Это экранизация романа Ги де Мопассана. Те, кто читал, знают, что это абсолютно безнадежная история одной женщины, которую обманывал нелюбимый муж, у которой вообще трудная была жизнь, трудная, но обычная. Фильм очень здорово сделан. Это прекрасная организация…

В.КОЛОСОВА:  А кто в ролях? Известные?

А.ДОЛИН:  Я эту актрису молодую вообще не знаю абсолютно, Жюдит Шемла ее зовут. Но она великолепная, она играет разные возрасты, ну, просто супер. Правда, фильм получил приз ФИПРЕССИ, кстати говоря, на Венецианском фестивале прошлогоднем.

Дальше, программа Андрея Плахова «Эйфория окраины». Не знаю, почему имеются в виду окраины, тут Восточная Европа и Финляндия у него в этом всем участвуют. Но фильм очень интересный, практически все, что там показывается, очень интересно. Это, прежде всего, фильм, победивший на Берлинском фестивале, на Берлинале, «О теле и душе», я о нем много говорил.

Венгерская история про двух одиноких людей, сухорукий директор фабрики и аудитор, приехавшая туда. Они одинокие люди, и все разворачивается в декорациях реальной скотобойни в Будапеште. А потом выясняется, что двое главных героев видят один сон, сон на двоих, в котором они превращаются в оленей и бродят по заснеженному лесу. Очень поэтичная, на самом деле, очень забавная, и в то же время и драматичная история любви, совершенно не стандартная. Это «Золотой медведь» в Берлине, приз ФИПРЕССИ в Берлине, приз читателей какой-то там газеты в Берлине, и приз публики, по-моему, тоже в Берлине. То есть это вообще все разные жюри совпали и наградили эту картину. Она блестящая.

В.КОЛОСОВА:  Еще раз название.

А.ДОЛИН:  «О теле и душе» простое название. Фильм тоже из Берлина - «По ту сторону надежды», новый Аки Каурисмяки, одиссея сирийского беженца в современных Хельсинки. И весело, и грустно, и реалистично, и абсолютно сказочно. Декорации ресторанов в Хельсинки, рестораны с несъедобной едой, как всегда у Каурисмяки, и этот благородный сириец, за которым гоняются бюрократы, с одной стороны, и скинхеды, с другой стороны, вот в современной Европе. Очень много смешного, очень много такого пронзительного, классический Каурисмяки.

«Послеобразы». Это, извините меня, последний, снятый им перед смертью, фильм Анджея Вайды, по-моему, никакой дополнительной рекламы этому не нужно.

П.ФАДЕЕВ:  А у нас Каурисмяки все-таки купят?

А.ДОЛИН:  Купили, будут показывать, да.

П.ФАДЕЕВ:  Потому что я вижу тут только один сеанс на фестивале.

А.ДОЛИН:  Где-то осенью будет. «Слава», болгарский фильм про часы «Слава», говорят, замечательный, я не смотрел.

«Реквием по госпоже Ю». Интересная история, кстати, продюсер Александр Роднянский. Это сербский фильм.

«След зверя», очень оригинальная картина Агнешки Холланд. Вы все знаете Агнешку Холланд хотя бы по фильму «Полное затмение» с Леонардо ДиКаприо, где он играл молодого Рембо. Агнешка Холланд – польский режиссер очень интересный, сотрудничавшая там…

П.ФАДЕЕВ:  Испортившая пятый сезон «Карточного домика».

А.ДОЛИН:  Это может быть. Я ее сериальной деятельности не знаю. Но эта картина хорошая. Это такой польский «Твин Пикс», где Твин Пикс, в котором следователем является дама с поленом, только она без полена. Это такая одинокая, живущая…

В.КОЛОСОВА:  Ты, по-моему, рассказывал.

А.ДОЛИН:  Да, да, ну, из Берлина рассказывал.

П.ФАДЕЕВ:  Она из Польши ведь, да?

А.ДОЛИН:  Конечно.

П.ФАДЕЕВ:  Тогда она должна быть Агнешка Полланд, а не Холланд.

А.ДОЛИН:  Так, начинается.

П.ФАДЕЕВ:  Перепутали просто.

А.ДОЛИН:  Мощная шутка.

П.ФАДЕЕВ:  Нормальная.

А.ДОЛИН:  Агнешку очень рекомендую. Это история расследования серий убийств, в которых вроде бы охотников убивают животные. Ну, такова детективная предпосылка картины, дальше начинается расследование.

И программа, которую я тоже считаю очень интересной, делает Стас Тыркин, программа «Фильмы, которых здесь не было». Тут исключительно фильмы, не купленные для проката, и, вероятнее всего, до нас они все не доедут. Сам я собираюсь идти на фильм «Последний из нас», это туниско-катарская картина молодого режиссера, которая получила приз «Лев будущего» на Венецианском фестивале, я там это пропустил.

Из того, что я видел, фильм о судьбе транссексуалки, потрясающе сыгранная, кстати говоря, чилийский фильм «Фантастическая женщина». Это фильм «Впусти солнце» своеобразная лирическая комедия режиссера Клер Дени, где главную роль играет Жюльет Бинош, и очень она здесь смешная, хорошая, она ищет сексуального партнера весь фильм, про это кино - «Впусти солнце».

И «120 ударов в минуту», мне этот фильм не очень нравится, я про него вам рассказывал. Это фильм, который в Каннах получил Гран-при, то есть второе место. Это фильм про ЛГБТ активистов, сражающихся, нет, благородное дело, они сражаются за популяризацию сведений об эпидемии СПИДа в 1990-х, когда в Европе говорили, что есть такая эпидемия, но помалкивали, каким путем она передается, какие риски заразиться, и поэтому люди заражались и заражались. А эти люди, многие из которых были уже заражены, они врывались в школы в старшие классы, чтобы им рассказывать про это и про предохранение, их оттуда гнали, разумеется. Врывались в медицинские лаборатории, говорили, что надо рассказывать людям об этом. На самом деле, фильм довольно скучный и прямолинейный, хотя очень качественно сделанный, но он на очень важную тему и в этом отношении он интересный.

Кроме этого, что еще нас ждет на Московском фестивале. Там много как всегда панорам. Ну, вот, например, «Кино регионов Индии», мы поговорили про «Болливуд», отдельная будет специальная программа. Например, огромная панорама документального кино, где полным-полно прям хитовых документальных фильмов за весь год, из которых я бы рекомендовал всем, прежде всего, фильм «Я не ваш негр». Он номинировался на «Оскара». Режиссер Рауль Пек, и это фильм, на самом деле, об истории расизма. Интересная маленькая деталь, которую я к нему добавлю, кроме того, что там очень адекватно звучит музыка Кендрика Ламара, это то, что остальную музыку к фильму написал Алексей Айги, наш соотечественник. Это, правда, классная картина, очень увлекательная, очень здорово сделанная.

Ретроспектива Евгения Юфита это фильм вот этого знаменитого легендарного некрореалиста. Всего его основные картины, в том числе, знаменитый фильм «Папа, умер Дед Мороз» и «Прямохождение» будут показаны на большом экране. По-моему, пропускать нельзя.

Аргентинские картины, южнокорейские картины, немножко северокорейского кино, то есть все-все-все. Я хочу обратить ваше внимание на старые ленты, которые будут показаны на большом экране, я всегда на это обращаю особенное внимание. Во-первых, будет «Обыкновенный фашизм», ее будут показывать в зале Третьяковки, просто сводите своих детей вот 23 числа уже, в 4 часа дня. Мне кажется, всем полезно это увидеть, в том числе, на большом экране.

Будут фильмы Андрея Кончаловского на большом экране, опять же, восстановленные хорошие копии. И недавние «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», и, например, суперклассическая его лента, думаю, что многие, наверное, ее даже не видели, с Леонидом Кулагиным и Ириной Купченко в главных ролях «Дворянское гнездо» по Тургеневу. По-моему, прекрасная картина. И также покажут «Сибириаду», «Первого учителя», «Рай», «Курочку Рябу» и «Историю Аси Клячиной». Ну, и «Зеркало» Тарковского на большом экране, тоже я обратил бы на это отдельно ваше внимание.

00:00
00:00
</>