26.01.2017 13:30
Номинанты на "Оскар-2017" слушать скачать
Рекордсменом по числу номинаций - их у фильма 14 - стала музыкальная мелодрама Дэмьена Шазелла "Ла-Ла Ленд", получившая в начале января "Золотые глобусы" во всех семи номинациях, в которых участвовала.
Фильм Андрея Кончаловского "Рай", выдвинутый в категории "Лучший иностранный фильм", не попал в число номинантов.
в гостях: Антон Долин

А.ВЕСЕЛКИН:  Продолжаем отслеживать кинособытия. Антон Долин у нас в студии. Антон, привет.

А.ДОЛИН:  Привет.

А.ВЕСЕЛКИН:  Сегодня взошло солнце, но, несмотря на то, что минус 22, жизнь-то идет и так же точно ярко. И одно из событий, о которых мы начали уже говорить, это «Оскар», который, как ты справедливо совершенно заметил, каждый год его ждут, каждый год его ненавидят, отслеживают эту саму церемонию и говорят, что в этот раз еще хуже. Но, тем не менее, «Оскар» все равно определяет, что очень важно, некие тенденции и направления, которым потом в результате многие следуют.

А.ДОЛИН:  Давайте начнем с фильмов, какие у нас самые яркие фильмы в этом году, потом через несколько минут поговорим про песни, выдвинутые, про музыку, а в конце нашего эфира немножко коснемся актеров, потому что актеров и актрис лучших называют обычно в конце церемонии. И, мне кажется, есть две армии людей, смотрящих «Оскара», тех, кто болеет за фильмы, какой фильм победит и будет признан лучшим, и режиссер, в том числе, а другие, кто болеет за красивых мужчин и женщин, кто из них унесет статуэтку, и почему, и это часто не имеет отношения к качеству, в которых они снялись вообще, а это такие вопросы народной любви.

Что касается фильмов, давайте начнем с того, что «Рай» Андрея Кончаловского не попал в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке». Меня много спрашивают, почему, ну, конечно, всегда можно ответить, что он недостаточно хорош и, видимо, так, наверное, и решили академики, черт знает. Я не видел все пять фильмов из тех, которые номинированы, я, собственно, видел из них только два, поэтому сравнивать мне здесь очень сложно. Я скажу о другой очевидной вещи, я говорил о ней сразу, когда «Рай» попал в эту девятку, два года подряд Академия давала «Оскар» восточно-европейскому фильму на тему войны и холокоста. Два года назад это была «Ида» Павла Павликовского, тоже черно-белый, кстати. В прошлом году это был «Сын Саула» Ласло Немеша, венгерская картина. Это для нас Польша, Венгрия, Россия, это большие разницы. Для Америки это все восточно-европейское кино на тему холокоста. Две картины уже и выдвигали, и наградили.

А.ВЕСЕЛКИН:  Ну, третье было бы уже too much.

А.ДОЛИН:  Ну, видимо.

А.ВЕСЕЛКИН:  Нет, почему, это можно объяснить, кстати говоря.

А.ДОЛИН:  Коллективный разум решил, что типа хватит.

А.ВЕСЕЛКИН:  Ну, «Оскар», кстати говоря, раньше я этого не понимал, когда мы, кстати говоря, не видели никогда церемонии, а только о них слышали, казалось, что там собрано действительно самое-самое лучшее.

А.ДОЛИН:  Конечно, нет.

А.ВЕСЕЛКИН:  А, в принципе, люди, которые это отбирают, это тоже некая драматургия, безусловно.

А.ДОЛИН:  Нет, не лучшая и не худшая, а просто у них есть свои критерии, свои представления о пользе. Например, они могут все умиляться и обожать какой-нибудь блокбастер, какие-нибудь трансформеры, но они в жизни не будут выдвигать этого, или «Пираты Карибского моря», кроме как «Лучший грим», потому что это не тот уровень рефлексий, не тот уровень проблематики, который им нужен. Это не вопрос того, что более проблемные фильмы лучше, просто «Оскар» премия вот для такого как бы серьезного взрослого кино, прежде всего, и все.

И раз уж мы начали говорить о лучших фильмах на иностранном языке, там есть вот те две картины, которые я видел. Я точно считаю, что у них очень хорошие шансы, но я, не видя остальные, могу только предполагать, что они хорошие, это «Коммивояжер», фильм Асгара Фархади, это иранский режиссер замечательный, который впервые Ирану принес когда-то «Оскар» за драму «Развод Надера и Симин», великолепная драма. И это еще одна великолепная драма о молодой паре, которая, любительские актеры, разыгрывающие смерть коммивояжера, классическая американская пьеса Артура Миллера, на сцене у себя разыгрывают, и одновременно с этим происходит некая драма в их личной жизни, которая как-то их судьбы делает параллельными сюжету пьесы. Это такая житейская драма, она скоро выйдет в российский прокат, я буду о ней рассказывать в этой студии, абсолютно не какая-то снобская, занудная, боже, упаси, иранцы такие же люди, как мы.

А.ВЕСЕЛКИН:  Ну, вообще это удивительная история. Иранское кино в «Оскаре» это отдельное вообще.

А.ДОЛИН:  Ну, один и тот же режиссер уже второй его фильм. И картина, которую я просто обожаю, она выйдет у нас 16 февраля, то есть за неделю до вручения «Оскара», «Тони Эрдманн», режиссер Марен Аде. Она молодая девушка, это ее вторая картина полнометражная, которая была в Каннах и там все были уверены, что она получит главный приз, получила только главный от критиков. Но потом были премии Европейской киноакадемии, «Еврооскар» так называемый, где «Тони Эрдманн» получил все, что возможно получить – «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий», «Лучший актер», «Лучшая актриса». 

Это действительно удивительная картина. Длится она 2.40, при этом это комедия о взаимоотношениях взрослой уже девушки, она работает в крупной аудиторской компании, она немка, но работает она в Бухаресте, в Румынии, и живет офисной жизнью. И о взаимоотношениях с ее отцом. Ее отец пенсионер, бывший школьный учитель, который сюрпризом к ней приезжает типа поздравить ее с днем рождения. Но отец любит розыгрыши. Он напяливает идиотский парик, вставляет вставную челюсть и начинает портить дочке жизнь, начинает лезть в деловые переговоры, приходить на ее какие-то частные встречи, что ее дико бесит. Но речь о том, как вернуть в нашу жизнь человеческое вот через это раздражение, через эти дебильные приколы, несмешные розыгрыши, как снова стать людьми и перестать быть функционирующими шестеренками в организме общественном. Это очень глубокая, тонкая, странная картина, ужасно смешная. Там, например, лучшая голая сцена в кино, которую я видел в своей жизни. Не буду вообще о ней ничего рассказывать.

А.ВЕСЕЛКИН:  Заинтриговал, нам как раз это интересно. Давайте отдельно уделим этому время.

А.ДОЛИН:  Именно поэтому не буду рассказывать. Ну, мы сделаем это обязательно.

А.ВЕСЕЛКИН:  Нет, нам хотелось бы присутствовать при вскрытии.

А.ДОЛИН:  За пределами эфира тогда. Значит, американские фильмы, главные оскаровские фильмы. Как всегда для увеличения интриги девять фильмов претендуют на «Лучшую картину года», как всегда реальных претендентов среди них 3 или 4 не больше, ну, так бывает каждый раз. Например, замечательная картина Мэла Гибсона «По соображениям совести», я думаю, если она получит вдруг, например, «Лучшую режиссуру» для Гибсона, это будет очень важно, потому что Гибсон вернется, наконец-то, после десятилетнего фактически изгнания в фавор Голливуду, и это будет очень круто. Но может ли этот фильм быть признан лучшим? Я сомневаюсь, тем более что у Мэла Гибсона уже с одной его военной картиной так было, с фильмом «Храброе сердце».

Или картина «Любой ценой», очень хорошая, маленькая независимая американская драма о двух братьях, которые грабят банки, отделения банка в Техасе, такой современный вестерн, неовестерн, банка, который их матери, теперь уже покойной, устроил контракт совершенно кабальный, страшный на ипотеку, которую она не могла выплатить. И теперь они, чтобы вернуть эти деньги, вернуть долг и вернуть свое фамильное ранчо делаются грабителями, которым мы, зрители, естественно, симпатизируем вместо того, чтобы их ненавидеть. И там старенького шерифа играет Джефф Бриджес, разумеется, тоже выдвинут, замечательно играет. Эта картина тоже вряд ли победит.

Но ясно, что главный претендент на все награды это «Ла-Ла Ленд», конечно. «Ла-Ла Ленд» это мюзикл, возвращающий один из самых любимых американцами жанров, за последние 20 лет все мюзиклы, которые были, это были экранизации бродвейских успешных постановок – «Отверженные», «Чикаго», наконец, оригинальный мюзикл, сделанный специально для кино. Наконец, молодой режиссер, 32 года ему только что исполнилось, Дэмьен Шазелл, наконец, искренность, наконец, в тяжелую пору после избрания Трампа, когда все вообще не знают, что делать, и эйфории, по-моему, нет даже у поклонников Трампа, фильм-эскейп, фильм красивый, разноцветный.

А.ВЕСЕЛКИН:  «Эскейп» в переводе «побег».

А.ДОЛИН:  Да. Фильм о мечте, в которую хочется куда-то сбежать от реальности. Поэтому понятно, почему у него 14 номинаций, это рекорд.

Д.НИКОЛАЕВ:  14 или 13?

А.ДОЛИН:  14 номинаций.

А.ВЕСЕЛКИН:  Это уже не важно, когда 14, 15 или 13.

А.ДОЛИН:  Нет, это важно, потому что это третий такой фильм, у которого есть 14 номинаций, больше не бывало.

А.ВЕСЕЛКИН:  Нет, я имел в виду, что когда такие уже цифры, само собой уже понятно, что произошло, ну, нечто выдающееся. Извини, Антон, я хочу одну пометку сделать, потому что самые выдающиеся мюзиклы как раз были в Америке сделаны в тот момент, когда Америке действительно было тяжело.

А.ДОЛИН:  Конечно.

А.ВЕСЕЛКИН:  Вот это парадокс удивительный.

А.ДОЛИН:  В пору Великой депрессии, в пору маккартизма, охоты на ведьм.

А.ВЕСЕЛКИН:  Когда появился Фред Астер, Джинджер Роджерс.

А.ДОЛИН:  Это всегда момент побега. А первые великие мюзиклы делал Эрнст Любич, который бежал из Европы, где его, как еврея бы превратили бы в пепел радиоактивный, бежал из Европы в Америку и там породил эту мечту, жанр мечту с песнями, плясками.

А.ВЕСЕЛКИН:  Чтобы понятно было, что это не просто так все сходится, такие векторы.

А.ДОЛИН:  Никогда не просто так. Конечно, «Ла-Ла Ленд» блестящий фильм, конечно, его такой триумф, что он теперь наравне только с «Титаником» и фильмом «Всё о Еве», три таких фильма теперь, было два, 14 номинаций на «Оскара», говорит не только о качествах фильма прекрасного, но и об общественных настроениях. «Оскар» всегда говорит об обществе. Часто у нас считают это минусом, ну, это политическое решение. Ну, это глупость, потому что кино – часть общества, кино это самое популярное из всех искусств, естественно, говорит с обществом и об обществе. И, если уж говорить о том, в чем главная проблема российского кино и нежелания наших зрителей его смотреть, потому что наше кино редко говорит об обществе и с обществом. Кстати, Бондарчук в «Притяжении» это делает, это такой антифашистский и антиксенофобский фильм.

Кто главные конкуренты «Ла-Ла Ленда». Ну, чтобы говорить о конкурентах, надо понимать, у «Ла-Ла Ленда» 14 номинаций, у конкурентов по 8, разница очень большая.

Д.НИКОЛАЕВ:  Но все равно неплохо.

А.ДОЛИН:  Первый из них это «Лунный свет», фильм Барри Дженкинса. Помните в прошлом году скандал из-за того, что афроамериканцев не заметили?

А.ВЕСЕЛКИН:  Да, да.

А.ДОЛИН:  Так вот, Барри Дженкинс режиссер афроамериканец, герой его тоже, «Лунный свет» это история взросления мальчика из бедного района, который не только чернокожий, но и гений, и из очень бедной семьи, и сирота. 

Д.НИКОЛАЕВ:  Ну, прям массированный удар.

А.ДОЛИН:  Совершенно верно. Но те люди, которые видели фильм, я не смотрел еще его, я читал американскую прессу, все в один голос пишут одно: «Это не спекуляция, это не для того, чтобы получить призы». Это, во-первых, реальная история, во-вторых, это действительно абсолютно поэтическое личное кино об одной персональной судьбе и о том, как человек нашел себя. Но это не история успеха, что важно. Довольно меланхолический фильм, как я понимаю. В общем, говорят, что он виртуозно сделан абсолютно новой командой кинематографистов, и у него очень хорошие шансы. Хотя я его не видел, я просто констатирую, опять же, по словам коллег.

И «Манчестер у моря», 6 номинаций, маленькая драма и даже, на самом деле, трагедия, режиссер Кеннет Лонерган. История сантехника из города Бостона. Я так понимаю, что это вообще история людей, тех, которые были в электорате Трампа, это про них. Сантехника, у которого погибает брат и он вынужден вернуться в родной город, который так и называется «Манчестер у моря», это не английский Манчестер, поскольку его назначили опекуном его 16-летнего племянника. Кейси Аффлек в главной роли, младший брат Бена Аффлека, потрясающий артист, как все считают, он уже получил «Золотой Глобус», главный претендент на актерский приз. Но фильм «Манчестер у моря» тоже не надо сбрасывать со счетов, о нем говорят очень серьезно.

Вот «Лунный свет», «Манчестер у моря» и «Ла-Ла Ленд» - три, наверное, главных номинанта, хотя «Любой ценой» и «По соображениям совести» тоже не будем сбрасывать со счетов. На этом рассказ об основных фильмах участниках я завершаю, хотя еще несколько есть, может, у нас будет случай их упомянуть.

А.ВЕСЕЛКИН:  Ждем.

А.ДОЛИН:  Немножко развлечемся песнями оскаровскими. У нас, мне кажется, очень забавный список из 5 песен, опять доминирует «Ла-Ла Ленд», потому что из пяти позиций у него две песни из пяти из одного фильма, такое бывает, ну, фильм музыкальный. Оль, давай начнем с «Моаны», мультфильма, который, конечно, претендует на… Я думаю, что все, кто смотрел «Моану», они запомнили этот хит. Это очень интересный диснеевский мультфильм, интересный тем, что музыканты, полинезийская группа, которые писали туда музыку оригинальную, то есть действительно вот этот этнический момент там соблюден, несмотря на это, вот сейчас даже слышно это, несмотря на это музыка абсолютно универсальная.

А.ВЕСЕЛКИН:  Современная.

А.ДОЛИН:  Универсальная, современная, не какое-то такое специальное этно, это очень сложная комбинация. Дальше давайте «Ла-Ла Ленд. Я думаю, что те, кто смотрели фильм, уже у них начинают увлажняться глаза. Сейчас это уже отчетливо произойдет, когда прозвучит следующая песня из «Ла-Ла Ленда». Вот замечательно они это сделали, песенка совершенно, они с каким-то смехом в голосе ее поют под такой несовершенный аккомпанемент.

А.ВЕСЕЛКИН:  Ну, и аккомпанемент отличный.

А.ДОЛИН:  То-то и оно, что оно сделано не как мюзикловая песня.

А.ВЕСЕЛКИН:  Лишено именно штампов, потому что мюзикл, чем себя загнал, количеством штампов, которые должны как бы выстрелить на сто процентов.

А.ДОЛИН:  Да, это правда. Дальше песня из довольно посредственного мультфильма «Тролли». Но главное в ней, конечно, то, что Джастин Тимберлэйк.

Д.НИКОЛАЕВ:  Заметил, что она из каждого утюга сейчас звучит.

А.ДОЛИН:  Я сомневаюсь, что она сможет победить, но вообще такой номер в исполнении Тимберлэйка на церемонии «Оскара», согласитесь, очень оживит эту меланхоличную атмосферу.

А.ВЕСЕЛКИН:  Двигайтесь, друзья.

А.ДОЛИН:  И, наконец, песня, тут Стинг, и поэтому, я думаю, она попала сюда, фильм сам никуда не попал, «История Джеймса Фоули», песня называется «Пустой стул».

А.ВЕСЕЛКИН:  Помудревший такой Стинг.

А.ДОЛИН:  Да, ну, а что, плохо, что ли?

А.ВЕСЕЛКИН:  Отлично. Нет, это как раз не просто плохо, а великолепно, потому что задача многих удержаться в том  состоянии, в котором они начинали карьеру. А Стинг в этом смысле сделал какие-то несколько шагов, возвратился к джазу к этому, к басовому ключу к какому-то, мне очень нравится и он так низко поет, так правильно.

А.ДОЛИН:  Мне кажется, это действительно правильная в смысле слова возрастная музыка. В общем, короче говоря, тут у меня всегда есть ощущение, хотя я знаю, что это не организаторы, а Академия действительно голосует, что песни они всегда выбирают специально, чтобы церемония не была скучной, и в данном случае, по-моему, прекрасный выбор, очень хороший.

А.ВЕСЕЛКИН:  Разные абсолютно.

Д.НИКОЛАЕВ:  Разные номера.

А.ДОЛИН:  И тоже сразу, что «Ла-Ла Ленд» должен победить, потому что две песни из пяти его. Дальше актеров я обещал. Ну, с актерами как раз мужчинами ситуация, ну, всегда могут быть неожиданности, но она довольно простая. Мне кажется, что Кейси Аффлек за эту неброскую роль сантехника, страдающего в «Манчестере у моря» с высокой вероятностью победит. Очень мощная работа. И действительно несправедливо, что его брат Бен, которого, конечно, вечно осыпают золотыми малинами, вот и опять за роль Бэтмена на этот раз, он бесконечно, но при этом он получал «Оскар» за сценарий, получал «Оскар», как лучший режиссер, за лучший фильм, точнее говоря, за «Операцию «Арго»». А Кейси Аффлек блестящий артист, ему тоже пора своего «Оскара» получить, и он отлично тут играет, просто великолепно.

Хотя Эндрю Гарфилд у Мэла Гибсона великолепный, Райан Гослинг в «Ла-Ла Ленде» само собой, и Дензел Вашингтон, он такой, как Мэрил Стрип, просто он любит «Оскаров» и в очередной раз номинируют его, ну, прекрасный артист. Вигго Мортенсен за «Капитана Фантастик», вот за него только обидно, ему хорошо бы дали, потому что фильм почти не замечен «Оскарами», если дали бы актеру, все равно, что дали бы фильму. Он там действительно в центре и он и есть этот фильм. Но я не очень в это верю.

С актрисами более непонятная ситуация, потому что Эми Адамс за «Прибытие» не номинируют, потому что у фильма 8 номинаций. Но я не думаю, что он на «Лучший фильм» может всерьез претендовать, хотя это замечательная картина. Эми Адамс почему-то нет, есть Натали Портман за роль Джеки Кеннеди, фильм «Джеки», опять же, всем кажется, что такая очевидная победа. Но, например, на «Золотых Глобусах» совершенно неожиданно главный приз взяла не она, а Изабель Юппер за фильм «Она», при том, что сам фильм Пола Верховена настолько скандальный, в общем, комедия на тему изнасилования, что ни «Золотой Глобус», нет, «Золотой Глобус» наградил его, но, конечно, не как лучший, «Лучший иностранный фильм». «Оскар» вообще никуда его больше не поставил, ни в одну из номинаций. Но, если вдруг победит Изабель Юппер, будет очень круто, интереснее, чем Натали Портман, у которой уже свой «Оскар» есть, и так все мы про нее знаем.

Всегда есть еще Эмма Стоун с «Ла-Ла Лендом», она там замечательная, я считаю, что она гораздо сильнее, чем ее партнеры. Мне кажется, что «Ла-Ла Ленд» это, прежде всего, Эмма Стоун. Ну, и Мэрил Стрип, как сказать, куда без нее «Оскару», невозможно без нее.

Д.НИКОЛАЕВ:  Пока есть, пусть приходит.

А.ДОЛИН:  Из актеров второго плана, ну, вот лично я персонально болею за Джеффа Бриджеса в фильме «Любой ценой», либо Майкла Шеннона из фильма «Под покровом ночи», у него потрясающе там работа, играет тоже, они оба играют шерифов техасских, надо сказать, и Бриджес и Шеннон, вот так совпало.

Что касается актрис, все говорят про Виолу Дэвис в фильме «Ограды», фильм, который срежиссировал Дензел Вашингтон, но я не видел этой картины, не знаю, поэтому я по традиции буду за Николь Кидман, фильм «Лев», где она сыграла, я тоже не видел, но Николь Кидман я так люблю, что любой приз для нее…

Д.НИКОЛАЕВ:  Пусть получает.

А.ДОЛИН:  Персонально для меня это всегда большая радость.

А.ВЕСЕЛКИН:  Слушайте, а вот это удивительный феномен «Оскара», каждый найдет любимицу, любимца, музыку, чтобы за нее болеть, удивительный спектр.

А.ДОЛИН:  И последнее, что я успею сказать об анимационных фильмах, мы послушали немножко «Моану», если она победит, будет хорошо, но мне кажется, что «Зверополис» имеет больше шансов. Все-таки это фильм на ту же самую тему расового разнообразия социального.

Д.НИКОЛАЕВ:  Ну, там мысль большая была.

А.ДОЛИН:  Хотя лично я был бы больше рад, если бы победили не один из этих двух диснеевских мультфильмов, но победят они, а авторские мультфильмы, которые рядом с ними - «Кубо. История самурая» ужасно интересный, бумажный, японский, кукольный американский мультфильм, совершенно не стандартный. «Моя жизнь, как кабачок» или «Моя жизнь, как цукини», французский мультфильм на тему тоже сиротства, и «Красная черепаха» Майкла Дадока де Уита, гения авторского голландского кино, мультфильм, который он сделал на японской студии Ghibli Миядзаковской, его первый полный метр. «Красная черепаха», кстати, скоро выйдет в наш прокат, тоже о ней будем рассказывать.

А.ВЕСЕЛКИН:  Спасибо, будем ждать, Антон, возвращайся, спасибо тебе за информацию.

А.ДОЛИН:  Непременно.

00:00
00:00
</>