Музыка в эфире

тема: Лучшие музыкальные композиции в эфире "Маяка"

24.11.2009 21:05
"Монти Пайтон и Святой Грааль" слушать скачать

Проект Антона Долина "100 фильмов, которые необходимо посмотреть". Обсуждаем фильм "Монти Пайтон и Святой Грааль" (реж. Терри Джонс, Великобритания, 1975).

МИРИМАНОВ: Сегодня довольно-таки веселый эфир, я так понимаю.

ДОЛИН: Я не знаю. Может быть, некоторые люди фильм, о котором мы будем говорить, воспринимают как глубоко трагический. Восприятие √ вещь очень индивидуальна, особенно когда речь идет о восприятии искусства. Но я согласен с британцами, которые в нескольких голосованиях по вопросу о самой смешной комедии в истории кино ставили на первые места фильмы, именно кинофильмы, а не телевизионные шоу, телевизионные скетчи известного британского коллектива под названием ╚Монти Пайтон╩. И сегодня я выбрал (довольно волюнтаристским образом √ просто ткнул пальцем в один из их четырех фильмов) фильм ╚Монти Пайтон и Святой Грааль╩ или же, в разных переводах "Монти Пайтон в поисках Святого Грааля". Фильм 1975 года. На самом деле, ╚Монти Пайтон╩ - люди, которые существовали с 1969 года в эфире ВВС до 1974-го, фильм этот они снимали как раз перед четвертым, последним сезоном. Они сделали и перед этим фильм, правда, компилятивный, сборный, из лучших скетчей, но тоже для большого экрана, ╚Как остаться невидимым╩ или ╚А теперь кое-что о чем-то совершенно другом╩, как-то так он назывался. Затем они сделали фильм ╚Монти Пайтон и Святой Грааль╩. Потом они сделали фильм, который просто-таки на первом месте в этом британском списке комедий числится, в одном из списков, под названием ╚Жизнь Брайана╩ или ╚Житие Брайана╩, в другом переводе. Но я решил этот фильм не брать, хотя он мне кажется невероятно смешным. В общем, более удачным, чем фильм про Святой Грааль. Не стал его брать по той простой причине, что все-таки тема там очень щекотливая, все-таки это пародия на киножизнеописание Иисуса Христа. И, конечно, можно это смотреть не как на какое-то кощунство, а как просто замечательную, смешную, циничную пародию на кинематограф евангельский.

МИРИМАНОВ: Вольная трактовка.

ДОЛИН: Да. Но все-таки нельзя забывать о той печальной истории, что поначалу... Пытаясь обдурить всех, ╚Монти Пайтон╩ нашли инвесторов на фильм ╚Житие Брайана╩, но когда те посмотрели первые материалы, они так ужаснулись, что сбежали. И группа была на грани абсолютного краха. Спас их, знаете, кто? Нет? Их спас Джордж Харрисон. Дело в том, что ╚Битлы╩ были просто фанатами ╚Монти Пайтон╩. И мне рассказывал Майкл Пелен, один из ╚Монти Пайтонов╩, что больше всего ему польстила из всех многочисленных признаний поклонников в любви история о том, что Леннон и Маккартни прерывали свои звукозаписывающие сессии или репетиции┘

МИРИМАНОВ: Чтобы посмотреть?

ДОЛИН: Собственно говоря, когда транслировалась очередная серия ╚Летающего цирка╩.

МИТРОФАНОВА: Есть же мнение, что и ╚Pink Floyd╩, и ╚Led Zeppelin╩ дали деньги на первый фильм.

ДОЛИН: И ╚Jethro Tull╩. Не на первый фильм, а получается, на второй фильм. На, собственно говоря, Грааль, на ╚Святой Грааль╩, о котором сейчас будем говорить. Вот. И был потом еще четвертый, их последний фильм, который называется ╚Смысл жизни╩. Он замечательный, но вот как раз если бы о нем Дима сказал, что тут будем много смеяться, я бы не согласился, потому что хотя он гомерически смешной, он при этом еще и совершенно жуткий. Вот.

МИТРОФАНОВА: Я роды вспоминаю на кухне, как из этой протестантки сыпались дети.

ДОЛИН: Роды √ это еще ладно! А момент, когда из человека насильно забирают, по-моему, печень, которую он пожертвовал, правда, посмертно. А они приходят и говорят: ╚Нет, уже пора забирать╩. И там много таких моментов. Но давайте не будем заниматься пересказом. В общем, короче говоря, 1975 год, ╚Монти Пайтон╩. Я назову этих великих людей. Выступившие в качестве режиссеров (это единственный фильм, где два режиссера) Терри Джонс и Терри Гилиам. Терри Гилиам был в тени, поскольку он был единственным американцем, хотя позже и принял британское гражданство и даже отказался от американского. Единственным был американцем в группе. Поэтому всем хотелось, чтобы он больше рисовал и меньше, собственно, режессировал. Никто еще не думал, что из него большой режиссер вырастет. А, как режиссер, всем нравился больше Терри Джонс, потому что он был одним из актеров. Остальные все играли какие-то роли, было приятней вот такого сотоварища иметь. И четверо исполнителей всех ролей (хотя, впрочем, и Гиллиам, и Джонсон тоже к ним присоединились) - Грэм Чэпмен, который играл, в частности, короля Артура √ единственный член этого коллектива, который, увы, уже ушел из жизни. Он же играл Брайана в ╚Житии Брайана╩. Замечательный Джон Клиз, до сих пор считающийся одним из самых лучших британских комиков, он сыграл даже в ╚Гарри Поттере╩. Эрик Айдл, безусловно. Человек многочисленных дарований и, в частности, музыкальных. И замечательно пел, и великолепную музыку писал и стихи. И уже мною упомянутый Майкл Пелен. И сейчас, я думаю, самое время услышать песню рыцарей ╚круглого стола╩, которая, я думаю, навсегда изменила представление британцев о романтике короля Артура и обо всем, что с этим было связано.

МИТРОФАНОВА: Да! Последователей, кстати, было много у ╚Монти Пайтонов╩. Мэла Брукса хотела тебе напомнить.

ДОЛИН: А почему же ╚было╩? Было, есть и будет. В английском языке возникло прилагательное ╚пайтонеск╩, то есть ╚пайтоновский╩. А именно тот, кто пошел следом за ╚Монти Пайтонами╩... Таких людей можно назвать очень много. Мэл Брукс и братья Цукеры с Джимом Абрахамсом, безусловно, в кино. Если говорить о телевидении, то ╚Saturday Night Life╩ (знаменитое американское телешоу), конечно, очень многое взяло у┘

МИТРОФАНОВА: А ╚Майти Буш╩? Я тебя хотела, кстати, если ты смотрел их?

ДОЛИН: Ну, я знаком, но довольно поверхностно.

МИТРОФАНОВА: А я углубилась до такой степени, что┘

ДОЛИН: Потом я абсолютно убежден, что прекрасные люди, которые сделали сериал ╚Южный парк╩, конечно, хорошо знакомы с творчеством ╚Монти Пайтон╩. Нежно мной любимый Саша Барон Коэн (недаром человек родом из Великобритании) уж, конечно, хорошо знаком с ╚Монти Пайтонами╩, хотя он занимается другими вещами. Но дело вот в чем. Чем бы ни занимался комик, он является, по сути дела, последователем ╚Монти Пайтона╩ в одном случае: если ему не чужды традиции английского абсурдизма, которые в английской литературе существовали очень богато и представлены до сих пор. И я не хочу как бы углубляться в какие-то банальности, называя имена Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла, все это знают. Но дело в том, что знают-то знают, но применить это в такой абсолютно популярной и, казалось бы, простой области как телевидение (вот общественное, публичное телевидение ВВС) это никому до ╚Монти Пайтон╩ не приходило в голову. И, на самом деле, Майкл Пелен рассказывал, что они сами перед каждым выпуском ╚Воздушного цирка╩, а также после каждого выпуска хватались за голову и говорили: ╚Ну, не может быть, чтобы теперь нас вообще оставили в живых и чтобы немедленно нам не перекрыли кислорода!╩ Но не перекрывали. Видимо, это была последняя отрыжка этих знаменитых 1960-х. Неслучайно огромное количество рок-, поп-звезд и каких-то кумиров тех времен были поклонниками ╚Монти Пайтон╩. Дело не в том, что Джордж Харрисон мог шепнуть на ухо королеве или Леннон выступить в парламенте, чтобы не трогали ╚Монти Пайтон╩. А просто они были частью вот этого же негласного истеблишмента высокой, но абсолютно неформальной культуры, мировым центром которой, наверное, тогда все-таки была именно Британия, а не Америка. И это позволило ╚Монти Пайтон╩ стать теми, кем они стали. А они стали, я считаю, абсолютными королями юмора 20-го века. Во всяком случае, в том, что касается телевидения. Но телевидение и кино, как все мы знаем, это не одно и то же. И то, что они решились еще и шагнуть в кино тогда, когда, по сути, была закончена история их телевизионного содружества┘ Это же как? Если сравнивать творчество этой шестерки с творчествами каких-то рок-групп, то конец ╚Воздушного цирка╩ на телевидении можно было бы сравнить с распадом какой-нибудь группы ╚Битлз╩. Вот была группа, были шесть человек, они вместе шутили очень смешно, очень весело, здорово. И потом это кончилось в какой-то момент, начало уходить вдохновение. И история должна была закончиться на этом. И получается, что вот эти вот фильмы, они занимают как бы невольно роль каких-то таких альбомов или концертов воссоединения. ╚Мы воссоединимся для одного тура в поддержку народа Бангладеш╩, скажем.

МИРИМАНОВ: Прощальный тур.

ДОЛИН: Да. И еще один прощальный тур еще через пять лет. И еще┘ То есть это не должно было быть хорошо. Это обязано было быть каким-то самоповтором. И все-таки не было. Потому что, на самом деле, ╚Монти Пайтонам╩ удалось сделать то же самое в кино, что и на телевидении, и даже более того. Потому что их телескетчи все-таки были очень малобюджетными. Фильмы, конечно, тоже не были высокобюджетными. И, более того, во всех фильмах обыгрывается то, что они сняты за 3 копейки. Но кино гораздо более рискованная штука, в принципе. И делать кино, которое было бы формально, вот по всем признакам даже комедийным, просто плохим фильмом, актеры плохо играют, сценарий написан из рук вон плохо, вобще никуда не годится! Музыку сами пишут. Делают фильм про рыцарей, а у рыцарей┘ И нет у них в бюджете денег, чтобы коней себе заказать. У них лошадей не было. Кроме того, они не умели на них ездить. А о том, чтобы еще и каскадеров вместе с конями нанимать √ наверное, они даже и не задумывались! Настолько это было все фантастично! Поэтому они придумали...

МИТРОФАНОВА: Орехи кокосовые.

МИРИМАНОВ: Цокали кокосами.

ДОЛИН: Они брали половинки пустые кокосовых орехов. И рыцарь впереди делал вид (с уздечкой был в руках), и делал вид, что он как бы скачет на коне, хотя он скакал сам по себе, по земле на своих двоих.

МИРИМАНОВ: Как на скакалке.

ДОЛИН: Да. А за ним, значит, шел его слуга или оруженосец, нагруженный всевозможной снедью. В роли оруженосца короля Артура выступал сам Терри Гиллиам и стучал, значит, этими орехами, ореховыми скорлупками для того, чтобы имитировать звук скачущей лошади.

МИРИМАНОВ: Там даже картинки, иллюстрации, они были прорисованы, видно было, карандашом и краской. Так было сделано.

ДОЛИН: Ну, да. Но дело в том, что ведь и Терри Гиллиам, который был аниматором, который рисовал это все, он как раз всегда был. И, самое смешное, остается до сих пор, будучи дико знаменитым человеком, сторонником такого подхода рукотворного, кустарного. Он все делает сам. И даже в последнем его фильме, где последняя роль Хита Леджера, в ╚Воображариуме доктора Парнаса (довольно любопытная, хотя не во всем удавшаяся работа), тоже есть масса каких-то спецэффектов, которые нарисованы на картоне и вырезаны из этого картона. Именно так они выглядят.

МИТРОФАНОВА: А скажи, в том микромоменте в фильме ╚Святой Грааль╩ Терри Гиллиам сидит за таким чертежным столом. И когда чудовище в пещере погибает и говорит "потому что с художником что-то плохо стало". Это он, да?

ДОЛИН: Конечно, безусловно. Это он сам.

МИТРОФАНОВА: Он со стула упал.

ДОЛИН: Они очень много раз довольно смешно обрывают, не доведя до конца, какие-то драматические интриги. С рыцарями ╚круглого стола╩ все время должно что-то драматическое случаться. И что может случиться? Тут еще какая-то фантазия нужна: кто на них нападет, где, в какой момент? Но что будет дальше, в принципе, всем известно. Рыцарь должен вытащить свой доблестный меч и всех порубить на мелкую колбасу. А вместо этого в этом фильме все время происходят какие-то неожиданные вещи с бедолагами-рыцарями. Вот. Начинается это с самого начала, когда король Артур встречает у переправы...

МИРИМАНОВ: Ручеек.

ДОЛИН: Встречает Черного рыцаря. Доспехи на нем выглядят, надо сказать┘

МИТРОФАНОВА: Ведра какие-то. И серебрянкой покрашены свитера крупной вязки.

ДОЛИН: А так и было, действительно. Это были шерстяные свитера, покрашенные. Все время кажется, что это какое-то преувеличение, гротеск. Но это действительно делалось за 3 копейки. И вот он встречает этого Черного рыцаря и говорит: ╚Доблестный рыцарь, вступай в рыцари ╚круглого стола╩. Тот, похоже, совсем не намерен, вообще не снимает своего шишака. ╚Тогда пропусти меня!╩ Тот его не пропускает. Король Артур вступает с ним в схватку. Эта история вообще-то из артуровского эпоса, действительно. Понятно, что должно случиться. Король Артур, естественно, должен его победить или убедить присоединиться к рыцарям ╚круглого стола╩, либо зарубить. И вот он ему отрубает руку с мечом, и кажется, что все, порядок уже. В эту секунду происходит совершенно непредвиденное. Черный рыцарь отказывается сдаваться. И с криком: ╚Это всего лишь царапина!╩, - кидается и оставшейся рукой начинает молотить короля Артура. Тот отрубает ему вторую руку. Что делать? Тот продолжает на него напрыгивать.

МИРИМАНОВ: Пинать его начинает.

ДОЛИН: Да, пинать его ногами. Тот отрубает ему ногу. Тот начинает скакать на одной ноги бодать его головой. Тогда он отрубает вторую. Этот обрубок, продолжая прыгать по траве, кричит: ╚Трус! Возвращайся! Это всего лишь царапина!╩ То есть в абсолютно неприличный абсурд превращена красивая артуровская легенда, которая (если вдуматься), она, конечно, тоже абсурдная, безусловно. Какой-то Черный рыцарь √ это чушь какая-то. Но то, что это чушь┘ Но мы не думаем, что чудесные британцы из ╚Монти Пайтон╩ хотели поглумиться над святая святых √ над артуровским циклом.

МИТРОФАНОВА: Вот! Хотелось у тебя спросить, у специалиста, как проводить черту или где грань та самая между юмором английским и черным юмором? Или она как-то так диффундирует?

ДОЛИН: Черный юмор зависит от степени подвижности нашего рассудка. Что нам кажется недопустимым, а что допустимым. Там, где мы смотрим фильмы или телешоу ╚Монти Пайтонов╩, надо считать допустимым просто все. Там все, что угодно, может произойти. И этим они, собственно говоря, по-моему и прекрасны. Мне кажется, что просто ╚ Монти Пайтоны╩ одними из первых на телевидении и в кино (в литературе до них это понимали очень многое) поняли и воплотили очень важную вещь. Для того, чтобы быть по-настоящему смешным, нужно разрушать святая святых, нужно разрушать основы, нужно разрушать самые бесспорные вещи. Потому что высмеять премьер-министра или королеву √ это всякий может. Это просто. Это очень простая мишень. Или высмеять какую-то там систему полицейского надзора в Великобритании.

МИРИМНОВ: Поведение обычного человека.

ДОЛИН: Это ничего не стоит! А вот взять и высмеять┘ Ну, как они сделали в ╚Житии Брайана╩! Там все очень серьезно. Там высмеивается, собственно, Евангелие. А в "Смысле жизни" высмеивается смысл жизни. Рождение человека. Зачатие, рождение, смерть. Все это превращено в неприличный балаган. Что касается ╚Короля Артура╩, это, конечно, самый их английский фильм. Тут именно они доказывают себя английскими комиками, потому что они берут святая святых, основу британской культуры, артуровский цикл легенд и издеваются именно над ним. Против него они ничего не имеют. Просто они хотят дойти в каждом своем скетче до некоей грани, за которую переходить никто никогда не отваживался. И не то, чтобы перейти, а так, за нее заглянуть вместе со своими зрителями. Заглядывают зрители и в ужасе видят: это же очень смешно! И обратно отшатываются снова. Тем более, что все-таки ╚Монти Пайтоны╩, они прячутся за масками. Есть первая маска, называется просто словосочетанием ╚Монти Пайтон╩. По сути дела, оно ничего не значит. То есть там этимология, но в нее вкопавшись, понять толком смысл невозможно. Во-вторых, вы помните титры этого фильма?

МИТРОФАНОВА: Да. Там внизу идут еще титры.

ДОЛИН: Это не только так. Сначала внизу идут титры на псевдонорвежском языке.

МИТРОФАНОВА: Нет, идут английские. А внизу идут странные, на шведском.

ДОЛИН: Да, шведском. Но они пишут потом: ╚Ой, извините, мы ошиблись титрами. Это титры на норвежском языке. Мы приклеили их в последний момент и не заметили, что титры не те. Но сейчас мы все исправим, и вы увидите другие титры╩. Титры сворачиваются, идут другие титры, в которых приписывается режиссура и сценарий фильма ╚Монти Пайтон и Святой Грааль╩ какому-то большому количеству лам горных. Этот фильм сделан ламами, на самом деле. То есть как бы нет никаких режиссеров, никаких сценаристов. Есть только вот эти придурковатые рыцари ╚круглого стола╩, которые сами, конечно, себя в этом качестве все время разоблачают. Но никакой дистанции между умными, хитрыми, интеллектуальными, разрушающими наше представление комиками и персонажами нет. Они и есть единое целое. Это одна из причин волшебности всей этой истории.

МИРИМАНОВ: Население очень интересует, кстати, сюжет фильма. Потому что мы как-то затянули...

МИТРОФАНОВА: Как объяснить тут?

МИРИМАНОВ: Тут не объяснишь. Но очень много сообщений. В двух словах как-нибудь.

ДОЛИН: Конечно, можно. Но, во-первых, я сначала откомментирую песню, которая звучала. Просто будет честно это сделать. Называется она в переводе на русский язык: ╚Всегда смотри на светлую сторону жизни╩. Песня эта, на самом деле, не из фильма про ╚Святой Грааль╩. Ее исполняет Брайан и другие распятые, обреченные на смерть персонажи фильма ╚Житие Брайана╩ в самом финале. Финал очень оптимистический, хотя они там все распяты. А, может быть, именно поэтому он и оптимистический. И, на самом деле, эта песня просто была вставлена позже Эриком Айдлом, который сам ее исполняет (один из ╚Монти Пайтонов╩), много-много лет спустя в мюзикле ╚Спамалот╩ (╚Spamalot╩). Мюзикл, который сделан как раз по мотивам фильма о Святом Граале и рассказывает о короле Артуре и рыцарях его псевдокруглого стола, которого, впрочем, на экране так и не видим. Вот. И многие песни, классические песни ╚Монти Пайтона╩ также из других фильмов. Они звучат в этом мюзикле. Я мюзикл сам не видел, но я знаю, что он имел колоссальный успех в Лондоне.

МИРИМАНОВ: Я видел эпизоды. Он так же аляповато сделан.

ДОЛИН: Я совершенно не сомневаюсь.

МИРИМАНОВ: Рублено абсолютно.

ДОЛИН: Если пытаться пересказывать сюжет┘ Но, конечно, в случае с ╚Монти Пайтонами╩ (и это, кстати, признак высокого мастерства и таланта) форма и содержание абсолютно неразделимы. Их невозможно разделить. Если пересказывать этот сюжет, может сложиться впечатление, что это действительно такая артуровская легенда. Король Артур ездит по старой Британии и собирает отважных юношей, которые могут присоединиться к его рыцарям ╚круглого стола╩. Например, он встречает крестьян, которые недовольны своей участью. Но вот в пересказе звучит нормально. Но когда крестьянин начинает читать ему лекцию на тему анархосиндикализма и говорит: ╚Ты не мой король, я тебя не выбирал╩, - в эту же секунду моментально ломается наше представление о жанре и не в пользу другого жанра, а в пользу просто какой-то необъяснимой, но очень смешной ахинеи.

МИРИМАНОВ: А кто у нас, говорит, князь? У нас, говорит, никого. Мы сами по себе.

ДОЛИН: При этом возятся крестьяне в грязи такой. Грязью друг в друга кидаются.

МИТРОФАНОВА: Иди, какая грязь тут хорошая! Он: ╚Давай пойдем!╩

ДОЛИН: Вот. Или вот картина чумы. Но при этом в картинах чумы мы видим, как какой-то человек грузит на тележку с чумными покойниками своего, возможно, отца. Отец кричит: ╚Я еще не мертв! Я еще живой!╩ ╚Нет, нет, - говорит, - заберите его, пожалуйста! Вы на следующей неделе только поедите!╩ - ╚Но он живой же еще!╩ - ╚Я живой! Я не хочу!╩ - ╚Нет, нет, давайте! Что, ты будешь у меня, что ли, всю неделю еще? Давай! Все! До свидания!╩

МИТРОФАНОВА: Я хочу гулять!

МИРИМАНОВ: Тот его колотушкой по голове, да?

ДОЛИН: ╚Все. Спасибо большое╩.

МИТРОФАНОВА: А мне понравилось, как король Артур обращался и говорит: ╚Old wowan! женщина!╩

ДОЛИН: Старуха!

МИТРОФАНОВА: ╚А я мужчина!╩ - он ему отвечает. Он говорит: ╚Old Men, помоги мне!╩ Он говорит: ╚Я не ╚Old Men╩, мне 37 лет!╩ И там все время затягивается, и чувствуешь √ бред. Думаешь: господи, какой бред! Но так смешно!

ДОЛИН: Он прискакивает (но он скакать, повторяю, не может, потому что у него просто кокосовые скорлупки), он прискакивает к стенам какого-то замка и начинает свою обычную ╚телегу╩ насчет того, что он Артур, король бриттов, и он ищет рыцарей. Тут говорят: ╚Подождите! Вы же не на настоящей лошади скачите. У вас сзади человек просто с кокосовыми скорлупками!╩

МИТРОФАНОВА: Он говорит: ╚Ну и что?╩

ДОЛИН: Он так неохотно признается. ╚Да, а откуда у вас кокос? Мы же в древней Британии, никаких кокосов тут не растет╩.

МИТРОФАНОВА: А он говорит: ╚А где он растет?╩ - ╚В тропиках╩. √ ╚А это что?╩

ДОЛИН: ╚Но, может быть, - говорит, - птицы перелетные?╩ - ╚Какие птицы перелетные?╩ - ╚Ну, например, ласточки. Может, они принесли?╩ - ╚Но может ли ласточка принести скорлупу от кокоса?╩ Вот этот вопрос ╚может ли ласточка из тропиков принести скорлупу от кокоса" и, главное, зачем ей это делать, - они уделяют ему довольно много времени. Явно для фильма про рыцарей чересчур много времени. И дальше продолжается таким же образом. То есть возникает какая-то стандартная ситуация, которая тут же ломается абсолютно абсурдистским каким-то гэгом (gag), какой-то шуткой. И эта шутка может идти в любую сторону √ в сторону снижения пафоса, в сторону наращивания резкого жестокости или в сторону такого псевдоблаголепия. И, конечно, анимация Гиллиама тут очень помогает. Дело не в том, что нарисовать можно все, что угодно. А в том, что, действительно, комическая ситуация связана с тем, что фильм про рыцарей должен быть со спецэффектами, он должен быть дорогой, а у них денег никаких не было. И поэтому, да, грустная ситуация. И поэтому когда у них нет денег на спецэффекты, то это просто оказывается на экранах нарисованным. Самое классическое там, конечно, это появление бога. Бог появляется в небесах, когда рыцари совершенно попали в тупик, они не знают, чем заниматься и говорит: ╚Идите искать Святой Грааль╩.

МИРИМАНОВ: Который похож на Карла Маркса.

ДОЛИН: Кстати говоря, он срисован на самом деле с человека, это какой-то крикетный игрок знаменитый английский. Никакого отношения, конечно, даже к ренессансной живописи, изображающей бога, не имеет этот суровый мужчина, появляющийся в небесах. Ну, и так далее. И, конечно, история, которую ты упомянула, которую мы не успели откомментировать, когда на рыцаря нападает очень странное чудовище ╚Ааагэээ╩ - его так зовут. У него очень длинное такое имя, которое не помещается на экране, и то ли это имя, то ли, на самом деле, это последние звуки, которые успевает издать пожираемые им жертвы. И когда этот зверь многоголовый (разумеется, нарисованный) на них нападает, избавляются от него чудесным образом, потому что аниматор, его рисовавший, неожиданно погибает от сердечного приступа, и зверь, соответственно, исчезает, его больше рисовать некому. И, на самом деле, вот тут мы оказываемся в довольно серьезной ситуации со всеми этими шутками. Потому что речь же идет о том, что не в состоянии и не желая создавать новый миф и новую иллюзию какой-то сказки, люди из ╚Монти Пайтона╩ занимаются постоянным напоминанием своим зрителям о том, что любое изображение на экране (особенно, если оно претендует на какой-то новый миф, новую эпичность) это всегда вранье, это всегда подделка, это всегда подтасовка. Как кричит Пэтси, герой оруженосца короля Артура, когда он видит на горизонте красивый замок (ясно, что на самом деле, они никакого замка не снимали, что это некие фотообои), звучит ╚It▓s Fake!╩ - ╚Это подделка!╩, одна из немногих реплик там Терри Гиллиама, которого его коллеги просили молчать, когда он появлялся на экране в каких-то таких второстепенных ролях, как правило. Вот. И все это, конечно, подделка, и они на этом настаивают. Но в то же время эта подделка даже самые кровавые сцены делает очень смешными, потому что еще одна очень хорошая, остроумная пародия на фильмы о рыцарях √ это момент, когда в своем странствии сэр Ланселот (Ланселот там очень смешной, его играет Джон Клиз), он встречается с некоей ситуацией, как это часто бывает в рыцарских романах. Там похоже собираются девицу женить против ее желания. Правда, потом выясняется, что это не девица на самом деле, а молодой человек. Но не имеет значения. В общем, какая-то свадьба, которая не устраивает жениха, невесту, устраивает только родителей, которые заставляют их жениться. И, казалось бы, не такая уж драматическая ситуация. Но ведь сэр Ланселот ощущает себя настоящим рыцарем.

МИТРОФАНОВА: Спасителем.

ДОЛИН: Он туда врывается. И, не успев разобраться, что к чему, мечом своим огромным убивает всех, кто там есть вообще.

МИТРОФАНОВА: Попадаются ему прям в воротах, на лестнице...

ДОЛИН: Да. Он просто сразу их убивает. Но потом начинается песенный момент, потому что молодой человек, герой этой трагической истории, он все время норовит свернуть жанр всего этого фильма в мюзикл и запеть. Ему не дают петь, говорят: ╚Замолчи!╩ Отец говорит: ╚Замолчи! Немедленно заткнись!╩ А у него какая-то неправильная, видимо, сексуальная ориентация у этого юноши. Но он начинает петь все равно. И в конце, когда он запевает, и все начинают петь, все эти убитые вскакивают и начинают тоже танцевать и петь. И, разумеется, получается, что вот эта вся кровавая ахинея значительно гуманнее, безобиднее и симпатичнее, чем те, всерьез сделанные величественные голливудские или английские фильмы о рыцарях ╚круглого стола╩, где уж, конечно, если кто-нибудь порубил лишнюю пару десятков каких-нибудь вражеских солдат или рыцарей, на это никто и внимания не обращает. Подумаешь! Пролили кровь! Все же ради хорошего дела. Как говорят в фильме ╚Правдивая ложь╩: ╚Дорогой, ты убил столько людей!╩ - Он говорит: ╚Дорогая, но они все были плохие!╩ Вот, в общем-то, к этому сводится идеология очень многих фильмов. Но не фильмов ╚Монти Пайтон╩, где они жестоки по отношению к кинематографу, к жанру, но никак не по отношению к людям, которые вновь и вновь у них выживают, тем более, оживают, тем более, что играют их одни и те же шесть человек, собственно говоря, авторы и создатели этой кинокартины.

МИТРОФАНОВ: Антон, скажи, пожалуйста, вот я в прошлом получасе говорила о последователях ╚Монти Пайтона╩. И что в каждой стране (даже в Германии, в ГДР) были, но у нас┘ Это связано с английским юмором, языком или что? Все, что делалось┘ Нет ни одного примера. Я смотрела, я изучала. Мне нравится юмор разный. И я интересуюсь юмористами. Но я не видела никаких примеров.

ДОЛИН: Я боюсь, что объяснение этого настолько просто, насколько и печально. Ведь дело не в юморе, английский он или нет? Что такое вообще √ абсурд? Абсурд √ это очень серьезная вещь. Это способность отрицать даже то, что нам кажется абсолютно незыблемым. Взять и отменить его одним щелчком пальцев без особенных причин.

МИТРОФАНОВА: Но в нашей жизни абсурд происходит почти ежечасно.

ДОЛИН: Вот дослушай меня. Дослушай то, что я сейчас пытаюсь сказать. Абсурд √ это абсолютная свобода. Абсурд в искусстве √ это абсолютная свобода искусства. И абсолютная свобода искусства особенно в жанре юмористическом, которая сейчас в России в теперешней, конечно, вырос из всех советских образцов, из этих ╚юморин╩, КВНов и журналов ╚Крокодил╩... Понятно, что в Советском Союзе весь юмор был невероятно несвободным. И последние образцы такого абсурдистского юмора, который похож на то, что делали ╚Монти Пайтон╩ и им предшествовал, он был, скорее, до окончательного установления советской идеологии в искусстве, например, конечно же, в творчестве обэриутов. Абсолютный аналог ╚Монти Пайтонов╩ - это литература, написанная Даниилом Хармсом или Николаем Олейниковым. Я думаю, никто против этого не поспорит. Это и есть то, что делали ╚Монти Пайтоны╩ позже, только они не были с этим знакомы, потому что эти тексты, даже не знаю, переведены ли они сейчас, а тогда-то уж, в 1960-х годах, точно, никто понятия не имел об их существовании.

МИТРОФАНОВА: ╚ Толстой очень любил детей. Бывало, нагонит целую комнату и говорит: ╚Еще, еще!╩

ДОЛИН: Но это не сам Хармс писал, а его последовали. Но, в любом случае, конечно, это все оттуда тянется. В литературе в нашей это все присутствовало, существовало, а на телевидении и в кино √ да боже упаси! Откуда же у нас такая свобода, такая свобода мышления? Я говорю даже не про цензуру, это внутренняя свобода? Это самая драгоценная вещь. И поэтому творения ╚Монти Пайтона╩ до сих пор непревзойденны. И я только что вернулся из Лондона, где в честь 40-летия первого эфира ╚Воздушного цирка╩ везде лежат за 60 евро (это со скидкой) коробки полного их собрания. Их метут просто, как горячие пирожки, в магазинах DVD, потому что до сих пор это гомерически, истерически смешно. И до сих пор это выглядит абсолютно новаторским, невероятно новым, хотя это настолько, казалось бы, старо и настолько принадлежит этой ушедшей эпохе 1960-х и 1970-х годов.

МИТРОФАНВОА: Да, ситуация! Ну, может быть, нас кто-то слышал из юмористов...

МИРИМАНОВ: А если продолжать вопрос: а будет ли интересна вообще вот эта серия ╚Монти Пайтон╩ людям, которые воспитаны на американском юморе, на Гайдае и так далее? То есть это вот совсем другая история.

ДОЛИН: Абсолютно другая история.

МИРИМАНОВ: И те, кто нас послушал, они вообще обрадуются этому или нет?

ДОЛИН: Не знаю. И для меня, когда я впервые (я тогда в институте учился) увидел шоу ╚Монти Пайтон╩ телевизионное, а потом фильмы, это было абсолютным потрясением. Остается потрясением до сих пор. Эта штука индивидуальная, невозможно ее навязать, передать, объяснить. Но я надеюсь, что среди наших слушателей есть те, на кого это произведет столь же неизгладимое впечатление, как когда-то на меня.

МИТРОФАНОВА: А можно такую маленькую инструкцию, приложение? Первая минута: что за бред? А потом этот бред настолько большим становится┘

МИРИМАНОВ: В дурку такую превращается.

МИТРОФАНОВА: Он обволакивает, превращается именно в очень странные ощущения. И потом ты начинаешь в него постепенно въезжать и понимать, что это такой бред, что он уже смысл имеет.

ДОЛИН: Безусловно.

МИРИМАНОВ: Такая настроенческая очень история, да?

ДОЛИН: Давайте еще одну песню попытаемся услышать, хотя бы частично, в исполнении ╚Монти Пайтон╩.

МИТРОФАНОВА: У нас одна песня есть. Антон принес саундтрек из разных фильмов.

ДОЛИН: Да, это все песни из разных фильмов. Сейчас звучала песня прекрасная, заглавная из фильма ╚Смысл жизни╩. И еще одна песня из ╚Смысла жизни╩ тоже прозвучит у нас под занавес. Я считаю, что это прекрасные песни. Они сами писали музыку и слова, и сами их пели. И то, что у них настолько блистательно получалось, конечно, что говорит о том, что они были не просто талантливые люди, а близкие просто к гениальности в каких-то областях.

МИТРОФАНОВА: А если кто-то будет с ними знакомиться впервые, может, ╚Смысл жизни╩, он более понятный, там больше музыки и какой-то┘

ДОЛИН: Не знаю. Мне, правда, кажется, что после ╚Смысла жизни╩ иногда просто может не захотеться жить. Я бы советовал людям, которые чувствительны к религиозным вопросам, начинать с фильма про ╚Святой Грааль╩, о котором мы говорим сегодня. Людям, которые готовы посмеяться и над самым святым (я признаюсь, что я отношусь к их числу) - начинать с ╚Жизни Брайана╩. Это невероятно смешно! Невероятно смешно! Просто мне даже не хочется портить это удовольствие √ пересказывать какие-то смешные моменты.

МИРИМАНОВ: Кстати, одна очень важная такая ремарка. Лучше, наверное, смотреть на языке оригинала. Если есть такая возможность, если понимаете.

МИТРОФАНОВА: Я попробовала, посмотрела первый раз на оригинале, потом на русском. И есть переводы достойные. И голоса сохранены.

МИРИМАНОВ: Юмор, который надо улавливать.

ДОЛИН: Дима прав. Это идеалистическая позиция, хотя и правильная. Если вы хорошо знаете английский, попробуйте посмотреть на английском, это еще смешнее.

МИТРОФАНОВА: Я думаю, что я хорошо знаю английский. Я не поняла очень многое. Очень.

ДОЛИН: Ну, вот, надо знать хорошо. И, конечно, напоследок┘ Я рассказывал про Черного рыцаря. Ну как не рассказать про Белого кролика? Белый кролик, между прочим, это тоже фетиш английского абсурда со времен Кэрролла. И когда рыцари доходят до самой страшной, опасной пещеры и находят там самого жуткого зверя, самого опасного, и этот жуткий зверь, оказывается, маленький пушистый кролик┘

МИТРОФАНОВА: Белый.

ДОЛИН: И все они смеются. И глупый сэр Борс идет, чтобы этого кролика быстренько придушить, но оказывается, что во рту у кролика кровавые острые клыки, которыми он впивается моментально в сонную артерию рыцаря и перегрызает ему горло. И также поступает и с другими неосторожными воинами. И, безусловно, замечательный финал всего этого фильма. Я думаю, что в данном случае не будет спойлером это рассказать, потому что это тоже все символично, тоже все очень важно. То, что в конце, когда они, вроде бы, уже почти нашли Святой Грааль или, наоборот, поняли, что найти-то его невозможно... Там у них постоянные соперники, над ними глумящиеся, французы некие √ впрочем, они говорят по-английски┘

МИТРОФАНОВА: У них он уже есть.

ДОЛИН: Вот. У них, вроде бы, есть уже Святой Грааль. Но мы не знаем, правда ли это. Мы его не видим на экране, разумеется. Вот. В эту секунду приходят ╚бобби╩, вот эти полицейские английские, и всех их заметают в фургон за убийство некоего историка. Там был историк, который посреди фильма пытался рассказать об Англии в позднее средневековье очень скучно, и некий рыцарь прискакал (единственный рыцарь на настоящем коне в фильме) и отрубил голову этому историку. И в конце за убийство этого историка их всех замели. И, по-моему, это тоже не просто смешная шутка, а показ того, что подобную фонтанирующую фантазию можно таким просто единственным образом... В какой-то момент это просто останавливается √ и все. Например, приходят полицейские. Потому что как было в советском анекдоте: ╚Пришел лесник и всех разогнал╩. Других способов остановить вот эти бесконечные приключения этих бессмертных идиотов-рыцарей, которые бесконечно ищут сами не знают что, которым ничто не помеха, ни кролики-убийцы, ни взрывающийся мост, ни страшное многоголовое чудовище, ни даже сам бог, который с небес на них смотрит┘

МИТРОФАНОВА: Даже женщины их не заинтересовали.

ДОЛИН: Да зачем им женщины! Они сами себе хороши. Кстати говоря, в фильме ╚Житие Брайана╩ практически все женские роли сыграли сами члены ╚Монти Пайтон╩. Там, по-моему, нет ни одной женщины, или одна появляется в нескольких моментах. Вот. А тут есть все-таки есть женщина, ее пытаются сжечь в виде ведьмы. Она, правда, пытается объяснить, что она не ведьма, но этого никого совершенно не останавливает.

МИРИМАНОВ: С морковкой. Да?

МИТРОФАНОВА: А когда один из рыцарей попадает в женский монастырь! Там одни женщины от 18 до 21 года.

ДОЛИН: Да, да. И все они хотят не будем говорить в эфире, чего, чтобы не расстроить наиболее благонравную часть наших слушателей. А рыцарь, на их несчастье, оказывается сэром Галахадом-благочестивым, которого совершенно не интересуют такие вещи.

МИТРОФАНОВА: И только ты вникаешь в сцену, как главарь этой женской банды начинает его совращать, и она вдруг говорит: ╚А мне надо оставить эту сцену в этом фильме?╩

ДОЛИН: ╚Нет, ее вырежут, вырежут!╩

МИТРОФАНОВА: ╚Или я плохо играю?╩ - ╚Нет!╩ - И все голосуют: ╚Оставим!╩

ДОЛИН: А другие кричат: ╚Вырежьте!╩ Кстати, изначально ее вырезали, при первом монтаже киношном. Но потом все-таки, к счастью, включили обратно. Сцена действительно ужасно смешная.

МИРИМАНОВ: Скажи, а никто не пытался сделать такой ремейк? Была у кого-нибудь такая идиотская мысль?

ДОЛИН: Они хотели сделать продолжение сами.

МИРИМАНОВ: Переделать вообще эту историю?

ДОЛИН: Дим, ну, куда им? Это невозможно.

МИРИМАНОВ: Даже попытки не было такой?

ДОЛИН: Это невозможно. Поэтому я на этом хочу со всеми попрощаться и пожелать хорошего настроения с прекрасной и последней в сегодняшней передаче песней √ песня о Галактике в исполнении Эрика Айдла и других членов группы ╚Монти Пайтон╩.
Слушайте аудиофайл.

00:00
00:00
</>