15.05.2011 10:05
Батырхан Шукенов - гость Кати Новиковой и Марии Бачениной слушать скачать
Батырхан Шукенов - гость Кати Новиковой и Марии Бачениной.


БАЧЕНИНА: В гостях у нас Батырхан Шукенов, здравствуйте. Хорошо, что приехал.

НОВИКОВА: И прямо персональное спасибо за то, что так рано, потому что, насколько мы понимаем, для артиста в воскресенье с 10.00 до 11.00, по-моему, нелегко.

ШУКЕНОВ: Нет, нормально абсолютно. Хотя для музыкантов это очень рано, это точно.

БАЧЕНИНА: Ну, естественно, вы же зарабатываете свой хлеб-то по ночам и вечерами? А из чего состоит ваш день, обычный день?

ШУКЕНОВ: Обычный день? Ну, музыка, занятия, репетиции, записи.

БАЧЕНИНА: Ну, вы же не встаете и сразу же музыка, саксофон в руки, гитару подмышку. Вы встаете, вы сами себе готовите, может быть, завтрак, или вы можете его заказывать, или пицца со вчерашнего дня завалялась? Такие какие-то хочется подробности, что вы как и все - живой человек. Да, может быть, у вас приходящий шеф-повар, знаете, веточку смородины на какой-нибудь венский эклер, из серебряной посуды?

ШУКЕНОВ: Нет, это к психиатру, как говорят музыканты. Все очень просто, водичка с утра, потом какую-нибудь нехитрую еду, молочко, какое-нибудь пирожное.

БАЧЕНИНА: А, сладкоежка вы?

ШУКЕНОВ: Ой, люблю страшно.

БАЧЕНИНА: Слушайте, это хорошо. Знаешь, Кать, у меня примета такая, если мужчина любит сладкое, можно брать. Это сто процентов, это проверено временем.

НОВИКОВА: Подожди, а если я сама сладкое не люблю, но я люблю соленое.

БАЧЕНИНА: Мы сейчас говорим о мужчинах, которых ты любишь или не любишь, о них. Соленое - это другое, это чуть позже. Расскажите нам, пожалуйста, каждый день репетиция? У вас есть какой-то маяк имиджа? Стилист у вас есть?

ШУКЕНОВ: Есть, да.

БАЧЕНИНА: А что делает стилист с мужчинами обычно? Нет, только прилично. Понимаете, когда вы заявили о себе, вы с тех пор не меняетесь. Как говорила моя бабушка, царствие ей небесное: "Маша, не надо менять прически. Валентина Толкунова всю жизнь с бусами в волосах". Вы тоже не меняетесь. И это хорошо. Прекрасная прическа, идущая вам, все нормально, элегантный мужчина. Что нужно стилисту? Вы же просто на него деньги выбрасываете, послушайте меня, откажитесь от него.

ШУКЕНОВ: Да, отказаться?

НОВИКОВА: Эх, сейчас какой-то человек без работы остался.

ШУКЕНОВ: Да, да. Но самое главное-то √ прическа. У меня стилист, который стрижет меня и выбирает одежду. Когда я прилетаю в Москву, то мы делаем такие походы по магазинам, в которые он заранее ходит, что-то выбирает, мы потом примеряем это все, если подходит, забираем, и так гардероб наполняется. И в нужный момент - какая-то передача телевизионная или фотосессия - в эти моменты мы и прибегаем к услугам стилистов.

БАЧЕНИНА: Нет, это все разумно, замечательно. В Казахстане проблемы или дороже тряпочки?

ШУКЕНОВ: Нет, там тоже есть все, но стилиста там нет такого.

НОВИКОВА: То есть, у вас товар, у нас купец. Слушатель пишет: "Батыр, гордимся тем, что ты наш земляк. Мы остаемся казахстанцами, хотя и давно не живем на родине. Михаил. Краснодарский край". Вам такой привет передает.

БАЧЕНИНА: Михаил, а что для вас родина? Быть артистом - это такая профессия, не то, что родину защищать, а интернациональная совершенно. Вы живете на несколько городов, постоянно в полетах. Я не про вас, я вообще говорю. И соответственно, неужели понятие "родина" остается неразмытым?

ШУКЕНОВ: Совершенно правильно вы сказали, что музыка - такой язык общения универсальный и границ нет у музыки. Если появилась песня "Джулия", которая покорила сердца слушателей всех республик Советского Союза, то можно сказать, что да, для нас все города тогда были открыты, мы приезжали, было замечательно, нас встречали, были колоссальные концерты. И все же после того, как я ушел из команды, в 2001 году я создал казахскоязычный альбом "Отан Ана", что в переводе "Родная земля". К этому я шел, наверное, всю жизнь, потому что мечта была давно - создать песни на казахском языке. И этот альбом и был такой данью традициям казахским, казахскому фольклору. И я думаю, что любой художник, наверное, все-таки должен помнить о том, что есть его корни, что есть национальный фольклор. Потому что в основе чего-то хорошего, стоящего, которое существует очень у многих музыкантов, корни именно от национальных традиций. Я думаю, что основа - это то, что ты слушал с самого рождения, с самого детства, оно должно как-то питать внутри твое сердце и душу.

БАЧЕНИНА: Нам этого не понять, потому что вы под другим вектором, под другим углом на это смотрите, потому что вы другой национальности. И вы совмещаете и русский, и другие языки. А у нас получается так: русский наш язык, ну, по-английски еще можно попеть. Это же не самая коммерческая история - петь на родном языке, но, тем не менее, это очень здорово и очень любопытно. Чем вы сейчас занимаетесь?

НОВИКОВА: Где можно соответственно увидеть, послушать, где выступления ближайшие, гастроли?

ШУКЕНОВ: Третьего июня у меня концерт в "Би-2", в клубе здесь, в Москве. Так что милости просим, приходите. Будет очень много песен, часовая программа где-то будет из старых песен, тех самых, которые┘

БАЧЕНИНА: А что, просят всегда?

ШУКЕНОВ: "Джулию" да.

БАЧЕНИНА: А вы снайпера вместо стилиста наймите.

НОВИКОВА: Артем, наш постоянный слушатель пишет: "Это ж когда Батырхан был в группе, песня "Солдат любви" вышла? Моя любимая, между прочим. А еще мне про Джулию нравится".

БАЧЕНИНА: Да, это суперская песня. А я даже в вокально-инструментальном ансамбле "Белую реку" исполняла. Я не у микрофона, а за клавишами стояла. Меня не пускали к микрофону. За клавишами и то у меня не получалось это стокатто сумасшедшее. Меня просто били.

ШУКЕНОВ: Будут песни, которые, в общем, давно уже полюбились, песни, которые написали совсем недавно мои друзья - российские композиторы. Это те самые песни, которые вошли в новый альбом под названием "Осторожно, милая девушка", который, кстати, с легкой руки назвала Алла Борисовна Пугачева.

НОВИКОВА: Просто мы с Машей так улыбнулись про себя, когда о вас читали, кто вы, и в конце такое: "Обладатель голоса редкой мелодики и хороший знакомый Аллы Пугачевой".

ШУКЕНОВ: Алла Борисовна - это отдельная история. Вообще, трудно представить историю группы "А-Студио" без Аллы Борисовны.

НОВИКОВА: И еще тяжело представить, что есть плохой знакомый Аллы Пугачевой.

ШУКЕНОВ: Это отдельная история. Я ее очень люблю и считаю великой женщиной.

БАЧЕНИНА: А я знаю эту историю очень хорошо, что вы приехали в Москву, и, в принципе, как нужно было о себе заявить? Только по знакомству. Возможностей мало. Правильно же я рассказываю?

НОВИКОВА: Ну, получилось так, что песня "Джулия" попала Алле Борисовне, привез ее Киркоров, причем со словами, что в Алма-Ате ему подарили песню. Алла Борисовна прослушала и говорит: "Так, пока я не узнаю, кто это поет, петь ты эту песню не будешь, потому что такие песни не дарят". Ну и все.

БАЧЕНИНА: А он пошутил, что ему подарили?

ШУКЕНОВ: Ну, в общем, как-то он хотел так изловчиться. Мы его в то время и не знали-то вообще. И Алла Борисовна сказала (как раз Володя Пресняков был в Алма-Ате, у него были гастроли в апреле 1989 года): "Володя, найди этих ребят и приведи ко мне". Так все и случилось. Мы приехали, она прослушала песню и произнесла такую фразу: "Такие песни и надо писать". И более того, она при нас позвонила Кальянову: "Кальяныч, здравствуй, родной. Что там у тебя Киркоров пишет? Какие песенки? "Джулию"? Стирай эту "Джулию". То есть Киркоров уже делал аранжировку. И Кальян Иванович говорит: "Хорошо, Борисовна, сотру". Поэтому я и говорю: Алла Борисовна - это величайший человек в нашей жизни.

БАЧЕНИНА: Батыр, по поводу пародий, а вы умеете пародировать кто как поет? Может быть, даже и не голос, а манеру?

ШУКЕНОВ: Так навскидку? Нет, давайте потом, я подготовлюсь, что-нибудь спою.

БАЧЕНИНА: Ну ладно. Знаете, меня все время интересует: певец, знаменитый певец, а чью песню он поет в душе, когда готовит яичницу себе или кофе?

ШУКЕНОВ: Много песен. Особенно мне нравятся песни Валеры Меладзе, моего друга, с которым мы очень давно знакомы.

БАЧЕНИНА: Какую песню Меладзе вы поете?

ШУКЕНОВ: "Где живет любовь моя┘"

БАЧЕНИНА: Ой, это чуть ли не первый альбом.

ШУКЕНОВ: Эти песни Валера мне переписывал еще в 1991 году, когда они еще пели в ансамбле "Диалог", мы с ним познакомились, и он мне дал этот магнитный альбом, который я распространял в Алма-Ате среди своих друзей. То есть Валеру знали в Алма-Ате уже тогда, в те годы. И его самые первые песни просто очень красивые и мною больше любимые.

БАЧЕНИНА: Первый альбом - это супер, я согласна абсолютно, самые мелодичные вещи. Меня всегда интересовало, Валерий Меладзе появился на нашей эстраде уже в таком взрослом состоянии. А где были артисты до того, откуда они появляются в таком уже заматеревшем возрасте?

ШУКЕНОВ: Ну, это не только у нас. Это, скажем, Майкл Болтон. Володя Матецкий мне рассказывал, когда в Нью-Йорке был у него в гостях, Майкл уже был в возрасте тогда, у него уже была тогда куча детей. Удивительный он человек и отличный семьянин. И Володя говорит: он мне пел на кухне - Майкл Болтон - под гитару. И тогда Володя сказал: "Что же получается, такой голос и никак". И Майкл ответил: "Ну, не знаю, если у меня пройдут переговоры, может быть, я наконец появлюсь". И через год, это был 1992 год, мы с "А-Студио" писались уже в Лондоне, и я увидел огромную афишу "Майкл Болтон". То есть такие вещи тоже происходят там.

БАЧЕНИНА: Меня всегда удивляло: почему все пишутся в Лондоне? Это что, модное место, медом намазано именно в Лондоне? Почему не в Париже?

ШУКЕНОВ: Объясню, почему. Потому что опять-таки одежды много, а стилистов мало. Железа сейчас много и в России, и в Казахстане (я имею в виду аппаратура), а людей, которые могут записывать и делать миксы┘

НОВИКОВА: Ну, справедливости ради, я сейчас вспоминаю интервью Александра Кутикова, и он очень хвалил Швецию в плане того, что там очень хорошие специалисты.

ШУКЕНОВ: Правильно, абсолютно верно. Все знаменитые альбомы "АББА" до сих пор звучат, и как эталон для многих звукорежиссеров до сих пор являются. Но Англия - все-таки это законодательница моды, в звуке я имею в виду. Это Мекка. Тем более тот человек, с которым мы работали, записывались - Грег Волш - человек, который записывал группу "Чикаго", "Пинк флойд", Паваротти, Тину Тернер и так далее, легендарный человек, с которым мы поработали. Потом привезли его сюда, он записал и свел альбомы: "Нелюбимая", "Грешная страсть" и так далее. То есть, это громаднейший был опыт для нас как для музыкантов.

БАЧЕНИНА: А вам какие больше песни нравятся, ближе, так скажем, - мелодичные или ритмичные?

ШУКЕНОВ: Все-таки мелодия, да, до сих пор для меня остается самым главным √ мелодия. Текст - то, что проверено уже временем, я имею этот опыт и этот выбор. Потому что для людей все-таки остается самым главным мелодичность.

НОВИКОВА: Ну, это в наших традициях.

ШУКЕНОВ: Это традиция, это ментальность наша, да. И такая же традиция осталась и в Казахстане, поскольку мы все из Советского Союза.

БАЧЕНИНА: А национальные песни у вас чаще какие - задорные или ритмичные? Или же все-таки лирические?

ШУКЕНОВ: Нет, именно лирика, да, распевные, чаще всего в миноре.

БАЧЕНИНА: Так я и думала. Про грусть-тоску?

ШУКЕНОВ: И печаль.

НОВИКОВА: Вам вопрос: "Батырхан, подскажите, как бороться с похмельем? Нужно к полудню быть как огурчик, но только не зеленый и в пупырышках". Перво-наперво лучше с вечера не усугублять это состояние, да?

ШУКЕНОВ: Ну, в общем, да. Но если так уж получилось, самое первое - это надо принять контрастный душ. И именно на лицо надо лить холодную - горячую, холодную - горячую, холодную - горячую воду. Это, кстати, рецепт, который когда-то мне рассказал директор Эдиты Станиславовны Пьехи. Он рассказывал про свой опыт. Ну, и побольше водички со льдом.

НОВИКОВА: Ну и, наверное, лимончик тоже не повредит куда-нибудь. Цитрусовые.

ШУКЕНОВ: И лимончик, да.

НОВИКОВА: Так что греха таить, наверное, каждый из нас оказывался в подобной ситуации. В прошлом году у вас вышел новый альбом "Осторожно, милая девушка". То есть, не "Осторожно, люди, милая девушка", а "милая девушка" - обращение. Тут очень это важно - осторожно, милая девушка! И вы сказали, что Алла Борисовна дала название альбому. А почему, почему оно такое?

ШУКЕНОВ: Расскажу. Значит, песня Олега Толстого так и называется "Осторожно, милая девушка". И год назад, когда я был у Аллы Борисовны на эфире, она прослушала весь материал мой и спрашивает: "Хорошо, новый альбом, а название-то есть рабочее у тебя какое-то?" Я говорю: "Нет, пока". Она подумала и говорит: "Слушай, классное название "Осторожно, милая девушка" - такое интригующее. И вроде и песня есть такая у тебя. Ну, и пусть будет название альбома". Так все и получилось.

БАЧЕНИНА: А в чем либретто песни-то?

ШУКЕНОВ: Либретто песни? "Осторожно, милая девушка, мимо любви пройти торопишься. Ничего уже не поделаешь, ты спасена мною от одиночества".

НОВИКОВА: Понятно. Это, помните, как Леонидов в своей песне советовал: "Не дай ему уйти"... Но меня интересует мой традиционный всегда вопрос, артистам люблю задавать. Райдер какой у вас?

ШУКЕНОВ: Обыкновенный, абсолютно нормальный, спокойный. Самое главное, чтобы в тепле были мои музыканты. То есть нормальная гостиница, без всяких наворотов, чтобы было тепло, была горячая вода. И все. Питание нормальное, обыкновенное. Но самое главное, чтобы была аппаратура. В этой части райдера мы всегда акцентируем, что нужен пульт 32 канала, потому что живая работа, правильные барабаны, микрофоны и так далее. Это самое главное для меня. Не надо выпендриваться, надо просто работать.

БАЧЕНИНА: Вы когда стали заниматься музыкой? Вы сначала пошли по другой стезе - в институте физкультуры учились, и родители у вас - экономисты. Неважно, может быть, и семья была музыкальная. Ваши родители говорили вам: мальчик мой, профессию сначала получи, а потом песни спевай?

ШУКЕНОВ: Ну да. В Институте культуры, кстати, я уже учился на оркестровом отделении по классу саксофона.

БАЧЕНИНА: Это - музыкант, а петь песенки - это совсем другое, мне кажется.

ШУКЕНОВ: Это другое, да. Но я помню, уже учился в консерватории в Алма-Ате, и мама никак не могла понять, кем я выйду. Она думала, что я выйду инженером. Но потом, когда я стал уже работать в группе с Розой Рымбаевой, она меня увидела по телевизору. И тут, когда уже стали звонить ее подруги, родственники: "Клара Бравимовна, видели вашего сына с Розой Рымбаевой┘", она включилась, и она радостная такая┘

БАЧЕНИНА: Теперь о творческих планах. Какой перерыв между альбомами вы обычно берете? Или может быть какой-то рекомендованный перерыв или нужный? В прошлом году альбом, а что сейчас - концерты одни, или уже какая-то работа стартовала над чем-то новым?

ШУКЕНОВ: Дело в том, что работа в студии, работа над песнями происходит перманентно, то есть независимо ни от чего. Потому что песен присылают очень много. Я доверяю своим друзьям: музыкантам, композиторам, которые приносят мне хороший материал. И, естественно, когда ты слышишь какую-то песню, которая западает, все, ты не можешь успокоиться. Тебе надо найти обязательно студию, надо собрать музыкантов, подумать, каким образом это будет сделать, или делает уже аранжировщик. То есть это происходит постоянно. Поэтому сказать, что да, сейчас я готовлю альбом специально к какому-то времени, это неправильно. Я говорю, если брать сейчас все, что сделано за этот период, за 11 лет, с того времени, как я ушел из группы, то песен огромное количество. Но собрать в альбом - об этом думает "Рекорд-компания", кстати, крупнейший холдинг-монолит, с которым я сейчас сотрудничаю.

БАЧЕНИНА: Мы буквально вчера обсуждали с Юрием Грымовым, что очень большая проблема - исполнить песню, не просто красиво ее исполнить и правильно, и по нотам, и попадать в оные, а чтобы с душой, чтобы человека зацепить и так далее. Это сложно, или с этим рождаются? Как у вас с этим и ваше мнение?

ШУКЕНОВ: Сейчас в таком бурном потоке информации очень сложно на самом деле что-то сделать такое, чтобы оно зацепило, осталось в сердце. Я думаю, все-таки рецепт прежний: нужна хорошая мелодия прежде всего, хороший текст, аранжировка и исполнение. А исполнение - это уже зависит от самого человека, что он прожил в жизни, какие у него, может быть, рубцы в душе, на сердце. Без этого не получается. Недавно мне задавали такой вопрос: скажите, "Фабрика звезд", всевозможные конкурсы вокальные, огромное количество сейчас везде, и у нас в Казахстане тоже - что у них будет дальше? То есть они за какие-то там, может быть, месяцы становятся известными, популярными среди людей, и многие из них калечат свои судьбы. Потому что потом начинается самое главное - надо жить дальше, надо творить.

БАЧЕНИНА: А нечего и не с чем.

ШУКЕНОВ: В том-то и дело. Поэтому таким образом пробиваться - это тяжелый путь, честно говоря.

БАЧЕНИНА: "Мы зацепились душами" - супер-песня, не потому, что вы у нас в гостях, и нужен реверанс. Песня с альбома "Осторожно, милая девушка"?

ШУКЕНОВ: Нет, это совсем новая, прямо из студии.

БАЧЕНИНА: Отлично, горячий пирожок! И с девушкой спето. Кто выбирал солистку? И не только меня интересует, еще нашу слушательницу с форума. И довольны ли выбором?

НОВИКОВА: И, кстати, сразу - дуэт с Дайнеко, мне так показалось. А на самом деле?

ШУКЕНОВ: На самом деле фамилия ее Дайнеко, но сценический ее псевдоним Яша, певица Яша.

БАЧЕНИНА: Яша? Еврейское мужское имя, надо сказать, я до сегодняшнего дня была в этом уверена.

ШУКЕНОВ: Ну, так получилось. Это дочка знаменитого, мною любимого музыканта Валеры Дайнеко из группы "Песняры" - тот самый, который пел "Беловежскую пущу", музыкант величайшего таланта, я его очень люблю и уважаю. И такой эксперимент с Яшей. Причем, она очень хорошо поет. В США она записала на "Hit Factory" свой альбом на английском языке. Это знаменитая студия, одна из самых-самых. И альбом этот уже у нее выпускается в Штатах на английском языке. Три года она там жила, владеет очень хорошо языком английским. И так получилось, что мы познакомились и решили спеть эту песенку. Как мне показалось, получилось неплохо.

НОВИКОВА: Как "Евровидение" вам, результаты вообще?

ШУКЕНОВ: Катерина, честно, не смотрел, не было даже времени. Потому что сейчас у меня пять дней идет репетиция.

НОВИКОВА: Россия на шестнадцатом месте. И победил дуэт из Азербайджана.

ШУКЕНОВ: Ну, Азербайджан - традиции, традиции. Я вам скажу про Баку. Группа "А-Студия" в Баку - это как группа "Битлз", то есть нас так там любили и носили просто на руках, и раскачивали автобус и так далее. Поэтому музыкальный народ, музыкальные традиции, и поэтому все логично. Я поздравляю Азербайджан!

БАЧЕНИНА: А вы, кстати, мне так и не сказали о творческих планах конкретно. Вы сказали: работа над песнями - это перманентное состояние. Но вам хочется быстрее новый альбом? Или когда решат продюсеры со студии звукозаписи, тогда и будет?

ШУКЕНОВ: Я думаю, все-таки будет осенью. Сейчас мы записали песню Евгения Абрамова, называется она "Письма", уже в Лос-Анджелесе снят видеоклип, он уже готов, ждет своего часа. Скорее всего, где-то в августе мы начнем трансляцию по музыкальным каналам. Получилось очень симпатично. Но я думаю, и осенью будет выход альбома, посмотрим.

НОВИКОВА: Про девушек мне хочется задать вопрос, который пришел на СМС-портал. Какие девушки больше нравятся - с длинными ногами или с красивыми лицами?

ШУКЕНОВ: С красивым сердцем.

БАЧЕНИНА: Слушайте, вас же всегда просят "Джулию" так или иначе. Вы - спокойный по темпераменту человек, мне кажется, такой сдержанный, выдержанный. Но не бывает такого, что скрежетнете зубами про себя и так: я ненавижу вас┘"девчонка из далеких дней"┘

ШУКЕНОВ: Ну, что делать? Это уж так получилось, так получилось.

НОВИКОВА: Ну а какой-то принципиальной позиции на тему того, что "не исполняю песни того периода"?

ШУКЕНОВ: Ну, знаете как, люди приходят, у каждого человека есть какие-то воспоминания, какие-то вещи, связанные с этой песней. Поэтому нельзя так.

БАЧЕНИНА: Был у нас тоже в гостях Глеб Самойлов, и он утверждает, что они с братом договорились железно-прежелезно, что они не исполняют по отдельности никаких бывших хитов "Агаты Кристи".

ШУКЕНОВ: Ну, это их решение, их мнение. Но я думаю по-другому все-таки: надо уважать людей, которые пришли к тебе.

БАЧЕНИНА: Есть какая-то песня известного исполнителя, которую не получается исполнить?

ШУКЕНОВ: Да огромное количество песен, которые не получаются.

БАЧЕНИНА: Мне казалось, у профессионала должно все получаться. Ну, опера, наверное, да?

ШУКЕНОВ: Я не об этом. Ноты-то спеть можно. Спеть-то можно.

БАЧЕНИНА: Ноты спеть можно, а что же такое, в чем проблема?

ШУКЕНОВ: Проблема в том, что каждый человек проживает свою жизнь, у него своя история, может, свои какие-то воспоминания, свой опыт и так далее. И песня, которая рождается, - и есть результат человека, который прожил это все. Это как актеры, скажем, берутся за роль, которая неподъемная. То есть человек должен внутри иметь резервуар свой какой-то жизненный.

БАЧЕНИНА: Для вас работали Катя Новикова и Мария Баченина. В гостях у нас был Батырхан Шукенов. Спасибо вам.

ШУКЕНОВ: Барышни, спасибо вам огромное!

НОВИКОВА: Приходите еще к нам обязательно!

Слушайте аудиофайл.

00:00
00:00
</>